С середины декабря в Москве будет действовать новый «Закон о такси». 21 ноября Мосгордума приняла его законопроект во втором чтении, одобрив более 90 поправок к первой редакции документа.
С одной стороны, нормативный акт может вызвать удорожание услуг таксомоторных компаний, с другой – предусматривает ряд льгот. Теперь у таксиста должен быть водительский стаж не менее трех лет – причем свое мастерство нужно будет подтвердить на экзамене.
Водитель также будет обязан знать русский язык и выдержать тест на ориентирование по столице.
Ужесточатся и требования к самому автомобилю: сейчас большие сомнения у московских парламентариев вызывает санитарное состояние большинства такси. Кроме того, компании-перевозчики должны будут оснащать машины детскими креслами со специальными ремнями. Появятся также новые экологические требования.
Одновременно в законе предусмотрен и ряд льгот для компаний-перевозчиков. Среди них – скидки по налоговым платежам в бюджет столицы, снижение арендной платы на землю и недвижимость, которая находится в собственности города. Компании получат также право бесплатно пользоваться городскими спецстоянками.
Таксомоторные предприятия, отвечающие новым требованиям, городские власти внесут в специальный реестр. В этом перечне будут указаны данные о компании, ее тарифная сетка – если расценки будут меняться, то фирма обязана сообщить об этом муниципалитету не позднее трех дней с момента нововведений.
В одной из крупных московских таксомоторных компаний «Газете.Ru» рассказали, что новый закон вряд ли существенно повлияет на рынок в целом. «Все зависит от того, будут ли эти поправки работать или, наоборот, мешать, — рассказали представители фирмы. – Наши цены зависят от законов, но это скорее прямые нормативные акты, такие как платный въезд на какую-либо территорию. Что до требований к водителям и парку – люди у нас и так проходят достаточно строгий отбор, мы их проверяем, вплоть до звонков на их прошлые места работы. 75% наших машин – новые иномарки».
В компании также отметили, что, несмотря на льготы для перевозчиков, цену на их услуги закон вряд ли снизит.
Эксперты считают, что новый закон — попытка вернуть частников в муниципальные парки. Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин говорит, что вряд ли это сработает: «Работая таксистом в парке, надо отчитываться, платить налоги – а какой нормальный частник станет отдавать государству часть «кровных», заработанных на извозе?»
В принципе, любого «бомбилу» можно привлечь к административной ответственности по статье «Незаконная предпринимательская деятельность». Однако для этого потребуется доказать, что человек занимается «систематическим извлечением прибыли», то есть поймать на незаконном извозе больше трех раз. Если вина будет доказана, то максимум, что грозит такому предпринимателю – штраф в 2 тыс. руб.
«Даже этот худший вариант выгоднее, чем работать в таксопарке и платить налоги, – подытоживает Травин. – Ну а среднестатистическому пассажиру вообще все равно, экологична ли машина, в которой он проехался раз в жизни, и какая оценка по русскому у водителя, которого он никогда больше не увидит».
Рынок частного извоза сегодня более мобилен и гораздо быстрее реагирует на потребности пассажира. Самое главное — он значительно дешевле. Конечно же, садясь в машину к частнику, пассажир подвергает себя большему риску попасть в аварию или быть ограбленным. Комфорта тоже меньше, не говоря уже о том, что порой приходится пальцем показывать дорогу водителю, который почти не говорит по-русски. «Цена в данном вопросе решает все – переплачивать за лицензированное такси люди не станут», — резюмирует правозащитник.