Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Казахи намыли треть бюджета страны

Граждане Казахстана легализовали в рамках налоговой амнистии около $ 6,7 млрд

Граждане Казахстана легализовали в рамках налоговой амнистии около $6,7 млрд. Это треть бюджета страны. Россия вряд ли сможет похвастаться такими результатами по завершению кампании. Причина в недоработках в законодательстве и низком доверии к правительству, говорят эксперты.

В Казахстане, по предварительным данным, в рамках «налоговой амнистии» из тени выведено 828 млрд тенге, что по текущему курсу 123,28/$1 равно примерно $6,7 млрд. «828 млрд тенге сопоставимы с третью нашего республиканского бюджета, — с удовлетворением заявил в пятницу премьер-министр республики Карим Масимов. — Сейчас в стране появились новые легальные объекты, с которых будут платиться налоги, и с которыми их хозяева могут легально работать».

Из общей суммы денежных средств выведено из тени на 536 млрд тенге. Ранее министерство юстиции Казахстана сообщало, что в рамках «налоговой амнистии» легализовано также 1,4 млн объектов недвижимости: 1,3 млн жилых и 414 – нежилых.

По словам Карима Масимова, кампанию можно считать состоявшейся, так как в ней приняли участие 10% населения.

Это уже вторая акция правительства Казахстана по выведению имущества граждан из тени. Первая кампания по легализации доходов была проведена в стране в 2001 году и называлась «амнистия капитала». Граждане Казахстана в течение 20 дней могли вывести из тени любые ранее скрытые от налогов суммы. Никаких налогов с них платить не требовалось. Казахи могли открыть счета в банках и получить так называемые «охранные» свидетельства, где указывали ранее скрытые суммы и сроки их внесения. Тогда было легализовано $480 млн.

Однако поскольку после завершения первой кампании теневой оборот в казахской экономике все еще составлял 20–25% ВВП, президент республики Нурсултан Назарбаев поручил провести второй этап амнистии. Он стартовал в июле 2006 года. В его рамках гражданам Казахстана было разрешено законно оформить право на владение имуществом, оплатив государству 10% от его стоимости. Первоначально срок амнистии был ограничен 31 декабря 2006 года, однако потом был продлен до 1 апреля 2007 года, а затем и до 1 августа 2007 года, а срок оформления прав на легализованное имущество – до 1 ноября.

В России закон о налоговой амнистии вступил в силу 1 марта 2007 года. Граждане смогли задекларировать утаенные доходы, полученные с 1 января 2001 года до 1 января 2006 года. При этом они должны заплатить с них единый 13-процентный налог. В рамках амнистии граждане не должны предоставлять документы о виде и источниках дохода. Для того чтобы легализовать свои средства, сегодня достаточно прийти в любой банк и перечислить налог на специальный счет в Федеральном казначействе. В финансовом учреждении выдают квитанцию о платеже, которая в будущем станет своеобразной индульгенцией при предъявлении претензий правоохранительных органов. Окончание налоговой амнистии в России запланировано на 1 января 2008 года. Правительство надеется в результате акции получить около $5–8 млрд. Однако пока в России из тени выведены очень маленькие суммы. По данным на май 2007 года, только 458 млн рублей.

Вряд ли в России по итогам кампании удастся добиться легализации таких же больших сумм, как в Казахстане, полагают эксперты. Если амнистия будет проходить теми же темпами, что и сейчас, в нашей стране будет выведен из тени только $1 млрд 300 тыс., подсчитала начальник отдела консалтинга компании ООО «ФинЭкспертиза» Нина Козлова.

Такие скромные результаты объясняются прежде всего недоработками в законодательстве, полагают эксперты. Например, сегодня суд не знает, как относиться к гражданам, получившим прощение в рамках амнистии по прежним долгам, и которых ранее уже «вычислили» налоговики. Закон определяет, что амнистия не распространяется на осужденных по статьям за неуплату налогов, однако он не указывает, как следует поступать с подследственными. «В этой части закон ситуацию не проясняет», — говорит Козлова.

По мнению партнера юридической фирмы Lidings Андрея Зеленина, есть и другая причина маленького интереса россиян к налоговой амнистии. «Например, если доходы решат легализовать граждане, получающие зарплату в «конвертах», то они под удар подставят и своих работодателей, которые по закону не освобождаются от ответственности», — говорит эксперт. А руководитель группы налогового арбитража компании «Вегас-Лекс» Олег Баженов считает, что большинство просто боится декларировать свои доходы, так как не до конца верят в добрые намерения правительства.

«Я знаю многих предпринимателей, они декларируют суммы в 100 рублей или в 1000, чтобы посмотреть, что из этого выйдет», — говорит Баженов.

«Свою роль играет также и русский авось», — добавляет юрист, — «Многие наши граждане надеются, что их средства либо не найдут, либо они смогут отбиться своими силами. Кроме того, в рамках амнистии сегодня не предусмотрена защита населения от возможных преследований со стороны органов валютного и таможенного контроля за совершение иных преступлений, непосредственно связанных с неуплатой налога, говорит Козлова. Чтобы люди поверили в налоговую амнистию, «раскаявшиеся» должны получить государственные гарантии, что данные, предоставленные ими, никогда не попадут в Финразведку и в руки третьих лиц, полагает Баженов.

В Казахстане, например, в рамках кампании 2001 года власти предприняли беспрецедентный шаг: были уничтожены налоговые декларации физических лиц за период с 1995 года, все приложения к ним, а также журналы по их регистрации. Таким образом, с 1 января 2002 года казахи могли строить свои налоговые отношения с государством с «чистого лица».

К тому же во время первой кампании граждане могли проверить, столь ли искренне государство в своих намерениях. У нас пока такой практики нет, поскольку налоговая амнистия проводится впервые.

Впрочем, Казахстан вообще нельзя сравнивать с Россией, полагает руководитель Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов. Там совсем иная плотность населения:

все ключевые фигуры крупных казахских бизнесменов, которые должны были воспользоваться налоговой амнистией, на виду и у Финразвездки, и у комитета национальной безопасности, говорит эксперт.

Поэтому они вынуждены были выйти из тени в рамках кампании. А в России множество регионов, власти каждого из которых играют в свои игры, добавляет Власов.

Новости и материалы
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России над Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
В Литве призвали готовиться к тому, что пакет помощи Киеву от США окажется последним
В аэропорту Кишинева, куда прибыл рейс с Гуцул, объявлена эвакуация
В Китае нашли самую большую и богатую гробницу правителя древнего царства Чу
Почти все современные ПК на Windows рискуют получить метку об устаревшем железе
«Реал» запретил Мбаппе участвовать в Олимпиаде
Муж главы Гагаузии сообщил, что с супругой нет связи после ее прилета в Кишинев
Названы решающие матчи Джикии для продолжения карьеры в «Спартаке»
Губерниев пожелал Валиевой овладеть тремя профессиями
Старая Nintendo DS оказалась у японцев популярнее PlayStation 5
В Пентагоне заявили о возможных поставках на Украину ЗРК Patriot
В России ужесточат надзор за вывозом золота
США ударили по беспилотному судну и дрону хуситов в Йемене
Все новости