Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дом хитреца

При громадном стечении народа состоялось открытие картинной галереи Ильи Глазунова по соседству с галереей Шилова. Многолетние маневры создателя «Рынка нашей демократии» и любовь Юрия Лужкова ко всему красивому породили трехэтажный особняк, битком набитый искусством.

В советское время творческая интеллигенция (не путать с деятелями культуры) ненавидела Глазунова столь горячо, что могло даже возникнуть ощущение солидарности с властями, которые Глазунова будто бы тоже недолюбливали. До того недолюбливали, что, пока Глазунов яростно боролся с большевистской заразой, его превратили в придворного художника. Из-за чего немедля вспыхнула народная любовь, укрощаемая конной милицией, – люди жаждали прорваться к настоящему искусству.

А советский двор со временем эволюционировал в московскую мэрию и администрацию президента. Новые институции живописец возненавидел пуще прежних, поэтому снова удостоился презренных благ.

И вот теперь все эти персонажи, включая чиновников, народ, и творческую интеллигенцию, не говоря уж о деятелях культуры, собрались по случаю новоселья. В доме, который построил Илья Сергеевич.

Ну, не построил – реконструировал. По нынешним меркам, без разницы. Из примитивного Дома культуры и техники на Волхонке строители слепили изящную городскую усадьбу. Сымитировали послепожарную московскую эстетику: облагородили фасад лепниной, архаизировали геометрию окон, даже двух львов положили перед входом. Почти родовое гнездо, хоть Глазунов и питерский. Изумрудный трехэтажный особняк на фоне храма Христа Спасителя и напротив Пушкинского музея стал еще одним украшением столицы в канун Дня города. Таким же новоделом, как ХХС, и еще одним полюсом эстетического притяжения, вроде соседней шиловской галереи. Когда-то Пушкинский музей претендовал на здание через дорогу, поскольку негде было показывать импрессионизм с классицизмом, однако – ша. У города свои, очень доверительные отношения с подведомственным населением, поэтому сегодня здесь И.С. Глазунов.

Честно скажу, давно не видел такой давки на вернисаже. Способствовали умопомрачению расклеенные по Москве афиши, где обещан был бесплатный вход после 17.00 в день открытия. Дармовая духовность привлекла лучше всякой распродажи/ликвидации: очередь занимали из метро.

От мероприятия веяло предвечерним зноем и доперестроечным пафосом – хорошо еще, что милиция была не верхами. Внутри музея, впрочем, исправно дули кондиционеры.

Давно замечено, что Илья Сергеевич Глазунов предрасположен к истерике и даже кликушеству. Бросить двусмысленный зов, затеять бесцельную полемику, сопоставить что-то с чем-то до такой степени некорректно, что у понимающих людей перепрет дыханье от возмущения – это его амплуа. Зато произведения – чистая классика. Да, господа и товарищи, дожили мы до тех времен, когда поносимая одними и возвеличиваемая другими деятельность уперлась в музеефикацию. Спасибо Лужкову, поняли мы, что к чему. Вот Третьяковская галерея, к примеру, выдавила все из себя возможное по такому случаю – графику и живопись автора, хранимую в фондах. С потрохами. Так же поступили Музей современной истории и Государственный центральный театральный музей им. Бахрушина. Потому что здоровье дороже. И теперь мы видим всего Глазунова, от и до, – включая его собственные запасы. Зрелище впечатляющее, хотя и прогнозируемое до уныния.

Полвека Глазунов воспевает православие, самодержавие и народность, перенося акцент с одного на другое, а с другого на третье. Иногда все эти клавиши вдавливаются одновременно, и тогда на свет появляются гигантские полотна вроде «Мистерии ХХ века» или «Рынка нашей демократии». Как бы художник ни открещивался от сравнения с поздним Сальвадором Дали, а сходство налицо – здесь та же надрывная многофигурная эклектика.

Ради социальных карикатур и плакатных панегириков Илья Сергеевич даже забросил на время любимую древнерусскую тему, но когда жизнь вошла в приемлемое русло, у него опять пошли ратоборцы с глазами цвета неба.

В зале, где помещен цикл «На поле Куликовом», довольно много свежих холстов 2003–2004 годов производства. В основном это ремейки давнишних сюжетов, да Глазунов, вообще-то, и не гонится за эстетической новизной. В глубине души он знает, что безнадежно, лет на сто минимум, запоздал со своим национальным романтизмом – или романтическим национализмом, кому как больше нравится. И вся его риторика лишь прикрывает хитроумные маневры вокруг и около власти. Не зря проницательный Веничка Ерофеев записал еще в 1973 году у себя в блокноте: «Илья Глазунов – ловкач, хитрец, утилитарист, дока». Характеристика исчерпывающая.

Картинная галерея И.С. Глазунова (ул. Волхонка, 13). Бессрочно.

Новости и материалы
Президент Болгарии охарактеризовал покушение на премьера Словакии
Звезда «Голоса» Бубнар впервые появился на телевидении после избиения пылесосом
Сломавший 38 костей Джереми Реннер заявил, что засыпает на съемках
Ученые выяснили, что кишечные бактерии влияют на решения человека
Xiaomi выпустила дешевый геймерский монитор Redmi с частотой 180 Гц
«Байер» установил рекорд бундеслиги, завершив чемпионат без поражений
Найден новый способ обратить вспять возрастное снижение памяти и внимания
Экс-генерал ВСУ рассказал, что чиновники подставили Зеленского
Экс-звезда «Ранеток» рассказала о депрессивных мыслях после распада группы
В Чечне назвали «мошенниками» правозащитников, которые помогли девушке сбежать от родных
Фьюри оставил послание Усику: я иду за твоим сердцем
Республиканцы хотят заменить спикера палаты представителей Джонсона
В Британии оценили настроения в ВСУ на фоне отсутствия ротации
Жена губернатора вспомнила, как стреляла по мужу из-за перголы для клематисов
Ученые назвали опасные для людей последствия солнечных бурь
Студия Terrabyte Games показала трейлер игры с Дарьей Островской в главной роли
В Хабаровском крае зеленая мартышка покусала троих людей
Военный эксперт рассказал об усилиях ВСУ по сдерживанию ВС РФ в Харьковской области
Все новости