На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Гусары, молчать!

В этой книге два узнавания, три неожиданности, четыреста пятьдесят голых мужчин и одно глобальное разочарование.

Первое узнавание – это автор, который в многословном представлении не нуждается, – социолог и сексолог Игорь Кон известен, вероятно, каждому читающему россиянину. Второе – предмет его нового исследования. Новая монография Игоря Семеновича именуется «Мужское тело в истории культуры».

Со времен защиты диссертации «Джон Мильтон — идеолог революционной английской буржуазии ХVII века» научные интересы Игоря Кона несколько поменялись.

Едва ли не первый и уж точно самый известный специалист по сексуальности в нашей стране, он довольно долго специализировался на психологии подростков, позже переключился на гомосексуальную тему – выпустил две книги: «Любовь небесного цвета» и «Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви», а последние пять лет занимается темой «Мужчина в меняющемся мире». Мир меняется, взаимоотношения полов претерпевают радикальные изменения, и ученый пытается разобраться – что же происходит с мужчинами, потерявшими власть. Новая книга «Мужское тело в истории культуры», вышедшая в издательстве «Слово/Slovo», и является частью этого авторского проекта.

Неожиданным является формат издания – это скорее альбом, нежели исследование.

Столь роскошно Кона не издавали никогда – отпечатанная в Италии книга сделана столь же качественно, сколь и богато. Достаточно раскрыть книгу, чтобы понять, зачем понадобилась эта полутысяча цветных иллюстраций. Не являясь профессиональным искусствоведом, Игорь Кон пытается проследить, как изменялось художественное отображение мужского тела от эпохи к эпохе, протягивая цепочку от каменных фаллосов палеолита до рекламы трусов Версаче. Автор, естественно, выторговывает себе послабления, оговариваясь «книга является не искусствоведческой, а историко-культурологической», но цель определяет средства – коль уж взялся за «художественное отображение», никуда от холстов, барельефов и фресок не деться.

В отличии от женского, мужское тело никогда не пользовалось популярностью у отечественных ученых – слишком прозрачны аллюзии, не случайно большинство западных исследований в конечном счете вылились в описание истории однополой любви. Поэтому дружно скажем «Гусары, молчать!» – впервые российский исследователь пытается разобраться с этим феноменом, да еще на столь обширном материале.

Заявленную высоту Кон попытался взять честно – он аккуратно и последовательно ведет читателя от примитивных культур к Египту и античности через усмиряющее плоть Средневековье, подробно рассказывает о реабилитации тела в Возрождении, через классицизм, романтизм и реализм добираясь до двадцатого века, которому посвящена добрая половина книги.

Историко-культурологические экскурсы заинтересуют даже далекого от живописи читателя. Приятно узнать, что стереотипный образ древнего грека – красиво сложенный атлет, демонстрирующий свое тело при всяком удобном случае – имеет мало общего с действительностью. Обитатели древнего Пелопоннеса были приземистыми, плотными и коротконогими, а обнажались только в банях, при купании и на спортивных состязаниях – там, куда женщины не допускались априори.

А кто слышал про «кальсонщиков» — художников, зарисовывающих «срамные места» на фресках гениев?

Однако энциклопедичность, обстоятельность и профессионализм автора делают лишь более досадным главный недостаток книги. Мужское тело Игорь Кон рассматривает лишь в одном аспекте – с точки зрения сексуальности. Нет, конечно, любопытно узнать – кто изображал член во всей красе, а кто ограничивался лишь лобковыми волосами, но понятие тела в культуре все-таки шире.

Название первого варианта этой книги «Нагой мужчина в искусстве и жизни» при всей чудовищности кажется более точным.

Образ мужского тела в тот или иной период часто сводится к допустимым пределам обнажения, а, к примеру, вопросы взаимосвязи и взаимозависимости тела и костюма вылились в рассказы о гульфиках и гусарских лосинах. С точки зрения автора вся советская живопись предстает огромным белым пятном по причине господствующей в обществе сексофобии. Так что, скомкав Дейнеку, Родченко и бесчисленных сталинских физкультурников формата масло/холст, Кон переходит к балету 70-х.

К несчастью, настает момент, когда от обширного и хорошо проработанного исторического материала нужно переходить к концептуальным осмыслениям. Гомосексуальное тело, фашистское тело, детское тело, тело массовой культуры, подходящие цитаты из Сьюзан Зонтаг и Ролана Барта и прочие приличествующие теме сюжеты в книге присутствуют. Так же как рассуждения о «простоте, эмоциональности и неинтеллектуальности» творчества Лени Рифеншталь. Некоторая незамысловатость трактовок оставляет удивительное ощущение суровой жестоковыйной советской школы философии, для которой вдруг стали легитимными Кляйн и Мэплторп, но привычка играть желваками все же осталась. Как будто Джон Мильтон все так же идеолог революционной английской буржуазии ХVII века. И точка.

Чего только не бывает.

Новости и материалы
В Дагестане дети спасли провалившегося под лед сверстника
Назван простой признак эффективности антидепрессанта
Россия выразила соболезнования народу Испании после двух столкновения поездов
Ученые воссоздали в лаборатории подземный океан на спутнике Юпитера
«Ничего не жду»: чемпионка ОИ Бестемьянова о возвращении Трусовой
В Молдавии заявили о запуске процедуры выхода из СНГ
Стало известно, кто сменит президента Болгарии на его посту
Жители двух районов Бердянска остаются без отопления
В Госдуме предложили решение для защиты россиян от «схемы Долиной»
Bungie объявила дату выхода Marathon
Чешский премьер купил глобус, чтобы найти Гренландию
Над двумя регионами России сбили четыре беспилотника ВСУ за четыре часа
Цыганова призвала Путина разобраться с Богомоловым и Собчак
В Орловской области осудили мужчину за попытку поджога станции сотовой связи
В Тюменской области пенсионер обстрелял знакомого из самодельного обреза
Apple может первой внедрить спутниковую 5G-связь в смартфонах
Президент Болгарии объявил о своей отставке
Стали известны дата и место похорон основателя модного дома Valentino
Все новости