Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Эпоху делает халтура

Заросший Никита Хрущев и Казимир Малевич, повышающий культурный уровень советских красноармейцев, на персональной выставке Павла Спасского.

Странное дело – соц-арт сейчас в моде. Художники уже который год расстаются с прошлым смеясь, тинэйджеры не стирая носят футболки с советской символикой, а гостиница «Москва» в одночасье стала символом одноименного города. Но вот планомерно занимается советским изобразительным искусством, не андеграундом, не экспериментами, не оппозиционерами, а именно и исключительно классическим советским мэйнстримом – только одна галерея на всю Москву. Галерея именуется «Ковчег», и 12 сентября там прошел очередной вернисаж – открылась выставка Павла Иосафовича Спасского (1889–1964).

Можно не морщить лоб и не делать умное лицо – фамилия художника мало что скажет даже специалистам.

Что, впрочем, немудрено – выставка проходит в рамках проекта «Незабытые имена», где выставляются полузабытые либо совсем забытые художники. Павел Спасский – как раз из таких. Работал много, в основном с сфере монументальных росписей, но всегда – на вторых ролях. Были в его биографии росписи Музея изящных искусств на Волхонке, Большого Кремлевского дворца или пострадавшего от бомбы Большого театра – но всегда «в составе», «под руководством…». В общем – способный, талантливый, но ничем особо не выдающийся художник. Да и на выставке представлен большей частью «побочный промысел» — станковая живопись. Казалось бы – типичный проходняк, но нет – именно обилие «текучки» и делает выставку событием.

Дело в том, что именно классический соц-арт определял внешний облик советской эпохи. Как следствие – выставку можно рассматривать и как художественную, и как музейную. И если художественное значение исчерпывается словами «крепкий середняк», то в плане исторической достоверности выставка в «Ковчеге» сделала многие музейные экспозиции.

Прием «история страны через историю человека» не нов, но крайне редко фокусом становится не «выдающийся деятель времен», а обыватель, рядовая судьба тривиального гражданина в зарисовках.

Юношеские пейзажи, дореволюционные купальни, позже – фронтовые зарисовки Первой мировой. Затем революция, новое искусство, агитационные лубочные картинки «Голосов противных нет…» и «Долой церковь – вредный зуб…». Как и у всякого художника в бурные двадцатые годы – море разливанное халтуры, не в смысле бездарности, а в смысле «семью кормить». Афиша фильма «Коллежский регистратор», эскиз игрушки «Артиллерия у нас…» с бравым красноармейцем, стреляющим из пушки по классическому буржую в цилиндре, или плакаты «Пайщик, в поход за утилем» и «Щетина – ценный товар» заставляют вспомнить классическое «дьявол – в деталях». Облик эпохи в этих однодневках схвачен крепче, чем в кипе исторических монографий.

А дальше – период сталинского ампира и дело жизни, монументальная живопись. Но опять-таки, не парадные панно союзного значения, а вездесущая бытовуха – эскизы панно для рыбного магазина или росписи потолка в детском клубе с непременным двойным профилем Ленина — Сталина. Впрочем, Спасский не забывает и другие знаменитые парочки, порой скатываясь до хулиганства.

На официальном, утверждаемом эскизе росписи овального зала Дома отдыха Совета министров в Остафьево в качестве стофажей (человеческих фигурок, рисуемых на эскизе для наглядности пропорций) изображены Пушкин с Вяземским, удивленно разглядывающие потолок с Лениным — Сталиным на фоне красных знамен.

И опять – халтурка, однодневки, детали, без которых прошлое не увидеть. Ну какой музей выгребет из запасника серию открыток «Вожди и дети», предоставляющую уникальную возможность полюбоваться, кроме всего прочего, на не только молодого, но еще и не облысевшего окончательно Никиту Хрущева?

Кстати, «ковчеговцы», похоже, намеренно работают на «двойное назначение» своих выставок. Как иначе объяснить несколько чисто музейных стендов с неподражаемыми документами вроде акта приемки с замечаниями печатников «Товарищу Калинину осветлить глаза, пионерке слева поправить силуэт» или газетного объявления за подписью гения: «Приглашаются товарищи солдаты для обозрения галерей и музеев Москвы. Собирайтесь группами и извещайте отдел. Председатель К. Малевич. Секретарь П. Спасский».

Совершить путешествие во времени можно по адресу ул. Немчинова, 12 (м. «Тимирязевская») до 26 октября.

Новости и материалы
В Китае обвинили НАТО в возникновении украинского кризиса
Бузова о госпитализации: «Самое страшное позади»
Шойгу отметил попытки США восстановить влияние в Центральной и Южной Азии
Госсекретарь США обеспокоился поддержкой Пекином Москвы
Неизвестные в масках бросили в квартиру уральца армейскую дымовую шашку
Клуб РПЛ лишился главного тренера из-за личных обстоятельств
Nokia выпустила новый кнопочный телефон с поддержкой 4G и USB-C
Стало известно, когда в Египте начнут принимать карты «Мир»
Матвиенко заявила о предпосылках «демографической весны» в России
Подполье сообщило об ударе по готовящимся к вторжению в РФ военным ВСУ
Первый замглавы Оренбурга написал заявление на увольнение
Жена звезды «Адской кухни» привела двухлетнюю дочь на маникюр, несмотря на критику
Мусагалиев потерял сознание после операции на носу
Министры обороны РФ и Киргизии подписали несколько соглашений
Названы лучшие модели MacBook в 2024 году
У московского школьника украли часы за 1,5 млн рублей
Международный мониторинговый центр в Карабахе закрылся
Валиева рассказала, когда собирается выйти замуж
Все новости