Пенсионный советник

Как управляют поездами без машиниста

Как поезда метро ездят без машиниста и возможно ли такое в Москве

Юнна Коцар 15.07.2014, 18:19
Машинист в кабине электропоезда столичного метрополитена ИТАР-ТАСС
Машинист в кабине электропоезда столичного метрополитена

Повысить безопасность в метро можно, автоматизировав управление поездами, ведь одна из самых частых причин происшествий – человеческий фактор, отмечают эксперты. Отдел технологий «Газеты.Ru» разобрался, как именно будет управляться метро будущего.

Авария в московском метро, которая унесла жизни 20 человек, заставляет задуматься о том, что автоматизация управления поездами — мировой тренд, направленный на безопасность перевозок. Автоматические поезда уже несколько лет работают в метрополитенах Парижа, Копенгагена, Дубая, Мадрида, Атланты, Каракаса и других городов.

Существует несколько уровней автоматизации поездов. Класс 4, к которому относится, например, метро Копенгагена, позволяет поездам ездить без водителей, однако сотрудники метрополитена могут находиться в поезде для обслуживания пассажиров. Класс 3, к которому относится линия 11 метро Барселоны и пекинский метрополитен, требует присутствия в кабине водителя только для открытия и закрытия дверей, а также на случай чрезвычайных происшествий. Класс 2 требует, чтобы человек присутствовал в кабине еще и для того, чтобы следить за препятствиями на пути. Такая система работает в метро Мадрида, линиях 5-9 сеульского метро. В России она уже внедрена на одной линии Санкт-Петербургского метро и в Казани.

В полностью «беспилотных» поездах нет не только машинистов, но даже кабины для них: вмешательство человека в работу транспорта минимально.

Управление осуществляет компьютер при помощи системы ATC (Automatic Train Control), которая включает в себя оповещение оператора о дорожной ситуации, а также специальную систему плавного снижения скорости. Плюс система безопасности, предусматривающая возможность экстренной остановки.

В июне этого года стамбульская мэрия подписала с компанией Mitsubishi €119-миллионный контракт на поставку 21 беспилотного поезда для строящейся линии метро M5. В лондонском метро, одном из старейших в мире, также планируют обзавестись 250 полностью автоматизированными поездами.

Московское метро пока не готово для таких автоматизированных поездов, однако возможны и более «старомодные» системы, требующие нажатия кнопки водителем для открытия и закрытия дверей и начала движения.

Причина, по которой Московский метрополитен не готов для поездов-беспилотников, — слишком интенсивное движение.

Чтобы в метро могли безопасно курсировать поезда без машинистов, интервал между ними должен составлять около двух с половиной минут, в то время как в Москве он зачастую значительно меньше.

Тем не менее в следующем году поезда с автоматизированной системой управления могут появиться и в московском метро, рассказывал начальник Московского метрополитена Иван Беседин «Российской газете». В первую очередь такие составы появятся на Кольцевой, Серпуховско-Тимирязевской и Калининской линиях. «При такой системе режимы ведения поезда, разгона, торможения и остановки выполняются автоматически, — пояснил Беседин. — Функции машиниста здесь минимальны, он превращается скорее в оператора».

Эта система уже проходит испытания на поездах «Русич-740» на Кольцевой линии. Если испытания будут признаны успешными, поезда с автоматическим управлением станут внедрять на Кольцевой ветке, а затем – на Серпуховской и Калининской линиях.

Безусловно, компьютеры и сейчас участвуют в управлении метро, и поезда могут, например, совершить остановку и без участия машиниста. Именно это произошло прошлой осенью, когда машинист поезда, следующего по Таганско-Краснопресненской линии, выпал из кабины и погиб. Никем не управляемый поезд доехал до ближайшей станции и остановился на ней, никто из пассажиров не пострадал.

Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», говорят, что автоматизированные системы управления (АСУ), использующиеся в Московском метрополитене, ничем не уступают европейским или американским аналогам. Реле, контроллеры и другие элементы ACУ, использующиеся для таких систем во всем мире, производит очень небольшое количество компаний, и они отличаются высокой степенью надежности.

Также специалисты в области проектирования и внедрения ACУ отмечают, что у большинства громких техногенных катастроф, как правило, не какая-то одна причина, а сразу несколько, определенным образом сложившихся в фатальную последовательность.

И хотя причины техногенных происшествий могут быть совершенно различными, их всегда объединяет одно — человеческий фактор.