В четверг на процессе по делу известного криминального авторитета Владимира Барсукова (Кумарина), которого следствие называет лидером тамбовской ОПГ, выступила сторона защиты. Дело рассматривается в Мосгорсуде на выездных заседаниях Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга. Накануне 29 февраля прокурор Ирина Шляева попросила суд приговорить Барсукова к 18 годам колонии строгого режима, а его предполагаемому сообщнику — адвокату Дмитрию Рафаловичу назначить 11,5 лет.
Ажиотажа на процессе не наблюдалось. Барсуков, который на первом заседании из-за урологических болезней отказывался сидеть, к «аквариуму» все-таки приноровился: подложив под себя сложенное в несколько раз полотенце, он уселся, приняв положение полулежа. За речью адвокатов он не следил, со скучающим видом разгадывая сканворды. Зато его бывший адвокат, а теперь сокамерник Рафалович, больше стоял, чем сидел, и вслушивался в каждое произнесенное слово.
Исходя из фабулы обвинения, обоим вменяется вымогательство более 21 млн рублей. По данным следствия, Барсуков, Рафалович и ранее осужденный Вячеслав Энеев с ноября 2005 года вымогали деньги у бизнесмена Павла Орлова, который передал им не менее 7,4 млн рублей. В июле 2006 года Орлов был убит в Москве, и бизнес перешел к его матери и сестре — Галине Кривонос и Наталье Черемисовой. С них преступники получили еще 13,7 млн рублей.
В Мосгорсуде доказывалось, что «тамбовские» помогли Орлову решить конфликт с наследниками его партнера по бизнесу Олега Новикова и за это требовали деньги.
Новиков был убит 2004 году. Орлов конфликтовал с его вдовой по поводу ТЦ «Елизаровский», расположенного в Санкт-Петербурге. «Тамбовские» выступили как переговорщики, и в итоге стороны нашли компромисс. «Елизаровский» отдали Орлову, другое здание в Апраксином переулке — Новиковой. За «крышу» предприниматели платили дань. Орлов передавал деньги Энееву, а тот относил суммы Барсукову через адвоката Рафаловича. Последний заработал на этой сделке 150 тысяч евро, которыми расплатился за покупку квартиры.
Энеев был задержан в конце 2007 года при получении меченых денег. Он пошел на сделку со следствием, дал показания против Барсукова и Рафаловича и получил условный срок. Барсуков к этому времени уже находился в СИЗО, его арестовали в августе 2007 года. А Рафалович был задержан спустя полгода.
Первой в суде выступила защита Рафаловича.
Адвокат заявил, что Рафалович действительно получил 150 тысяч евро от Орлова, но не как откат, а как гонорар за свои услуги.
«Рафалович готов вернуть гонорар, который ему выплатил Орлов», — подчеркнул адвокат Никита Филатов. Защита доказывала, что вымогательством занимался лишь Энеев, который запугивал потерпевших какой-то несуществующей «крышей». Адвокат подчеркнул, что Энеев ранее привлекался к уголовной ответственности и в криминальной среде был известен под кличкой «Слава Зверь».
Рафалович также пожелал участвовать в прениях. Он заявил, что защищал интересы бизнесмена Орлова. «Ко мне Орлов пришел тогда, когда он не то, что управлять ТЦ «Елизаровским», он физически войти туда не мог, — сказал адвокат. — Именно благодаря мне, была снята охрана, и Орлов стал управлять торговым центром. Разговор шел только о заключении мирового соглашения. Если бы не я, то «Елизаровским» владела бы вдова Новикова».
«Я на 99,9% уверен, что и вы, ваша честь, прекрасно понимаете, что я заложник ситуации», — закончил он свою речь.
После этого слово взял адвокат Барсукова Владимир Чеботарев. «Никаких признаков состава преступления в суде не представлено, — заявил он. — Все доказательства говорят, что есть спор работника Энеева и работодателя Орлова о зарплате и объеме работ, который он должен был выполнять в рамках негласных правил, установленных между ними».
«Барсуков стал жертвой своего имиджа, — сказал Чеботарев. — Когда его арестовали, сказали, что задержали бандита — и все, ату его».
Его коллега Константин Кузьминых отметил, что работа по сбору и оценке доказательств была провалена: «В своей практике я с таким столкнулся впервые». Он подчеркнул, что его подзащитный никакой преступной группы не создавал, а Энеева и вовсе не помнит. В своих показаниях Барсуков припомнил, что Рафалович обращался к нему по поводу торгового центра «Елизаровский», после чего он организовал переговоры для мирного разрешения конфликты. В этих встречах, проходивших в ресторане Grand Palace, Барсуков не участвовал, но так как нередко там ужинал, то иногда подходил к переговорщикам и давал советы.
Барсуков также припоминал, что спорным торговым центром интересовались чеченцы.
Овдовевшая супруга Орлова вскоре вышла замуж за некоего Кадырова. После этого отстаивать ее права на собственность бывшего мужа приезжали чеченцы.
Выслушав адвоката, судья объявила 40-минутный перерыв и удалилась. Однако через пять минут по громкой связи объявили о чрезвычайной ситуации и всех попросили выйти из здания Мосгорсуда. Люди не спеша двинулись к выходу. В гардеробной никого не оказалось, поэтому за своими вещами посетителям пришлось перелезать через ограждения. На выходе полицейские объяснили, что поступил анонимный звонок об угрозе взрыва. В здание вошли саперы и кинолог с собакой. Через четверть часа, всех, кто пришел по гражданским процессам, направили в новый корпус, а уголовные дела отложили на 2 марта.
Как ожидается, на следующем заседании прозвучат реплики прокурора и адвокатов, а затем выступят Барсуков и Рафалович выступят с последним словом.