Во вторник во Франции к забастовке транспортников присоединились служащие госсектора. Учителя, медработники, энергетики, чиновники, сотрудники банков и аэропортов требуют отмены пенсионной реформы, а также предполагаемых сокращений заработной платы и рабочих мест. Причиной негодования работников госсектора стали социальные реформы, проводимые правительством президента Никола Саркози, а конкретно – сокращения в бюджете на 2008 год 22 тысяч 900 рабочих мест госсектора.
В общей сложности, в национальных акциях протеста к настоящему моменту приняли участие около половины госслужащих Франции.
Дело в том, что 500 тыс. работающих французов и около 1,1 млн пенсионеров пользуются льготными пенсионными режимами (в том числе выплаты пенсионных взносов после 37 лет работы и преимущества при расчете объема пенсий). Проект реформы, выдвинутый новым правительством, предполагает принятие общего срока выплаты взносов после 40 лет работы и отмены преимуществ при расчете. При таком положении вещей вполне понятно, что транспортники, всегда считавшиеся самыми привилегированными среди рабочего класса, протестуют как против приравнивания их к другим госслужащим, так и против нового проекта реформы.
Местные наблюдатели прогнозируют продолжение забастовок еще в течение нескольких дней. Этому способствует забастовка сотрудников печатной индустрии, протестующих против реорганизации крупнейшего во Франции дистрибьютора прессы компании NMPP.
По этой причине в стране во вторник и среду не выйдут газеты.
Кроме того, по данным агентства France Press, во вторник закрытыми оказались многие школы, а обслуживание в больницах было сведено к минимуму. Многие ожидают прекращения работы авиадиспетчеров, так как они тоже входят в категорию госслужащих. Однако на сегодняшний день, как сообщают французские СМИ, работа аэропортов нарушена только из-за забастовки их служащих.
Волну охвативших страну забастовок подхватили и французские студенты.
Они протестуют против закона об университетской автономии, который дает вузам возможность самостоятельно находить финансы, благодаря спонсорству частных компаний. Студенты убеждены, что такое положение вещей приведет к тому, что зачислять в университеты будут за деньги, а не за знания.
При всем этом только семидневная забастовка железнодорожников уже принесла Французским железным дорогам (SNCF) ущерб, как минимум, в 100 миллионов евро. Об этом заявила в интервью газете Tribune президент компании Анн-Мари Идрак. «Нам срочно нужно восстановить трафик. Наши клиенты больше так не могут», — сказала она.
В целом же из-за полномасштабной акции протеста транспортников по всей стране Франция ежедневно несет убытки в четыреста миллионов евро.
Эту цифру журналистам озвучила министр финансов Франции Кристин Лагард.
Впрочем, переговоры между представителями правительства и профсоюзов состоятся уже в среду. Власти уже не выдвигают категоричные требования по прекращению полномасштабных акций протеста, но продолжают настаивать на необходимости реформы льготных пенсионных режимов. «Правительство не поступится принципами», — заявил в понедельник премьер-министр Франсуа Фийон.
Правда, профсоюзы уже не требуют, как раньше, комплексного решения проблемы по всей стране. Теперь они выступили с предложением решить проблему по частям, а именно: с каждым предприятием на трехсторонних переговорах с участием профсоюзов, директората и правительства.
При этом Le Nouvel Observateur отмечает, что президент Никола Саркози до сих пор не дал никаких комментариев в связи со сложившейся во Франции кризисной ситуацией. Многие предполагают, что он выступит в защиту реформ на проходящем во вторник в Париже съезде Ассоциации мэров Франции.