В понедельник в Грузии никто не работал: в первый день октября, объявленный властями выходным, люди стояли в очередях на избирательные участки, чтобы проголосовать за новый парламент страны.
Основными оппонентами в борьбе за большинство в грузинском парламенте считались две силы — партия «Единое национальное движение» (ЕНД) президента Михаила Саакашвили и коалиция «Грузинская мечта» олигарха Бидзины Иванишвили. Впрочем, имен обоих лидеров в списках кандидатов в депутаты не было.
Очереди на участки образовались с самого их открытия в 8 утра. Найти дорогу к ним можно было даже без указателей — просто по следам оборванной предвыборной рекламы на стенах зданий. «Агитация запрещена только на участках, так что возле них, возможно, обрывали плакаты конкуренты», — предположила сотрудница Центризбиркома.
Хвосты голосующих не умещались на участках и вытягивались на улицы. «Стоим уже около часа, но сегодня выходной, и будем стоять столько, сколько придется», — сказал Юрий Колоско, один из избирателей, ожидающих своей очереди. Согласно закону, выборы будут признаны состоявшимися при любой явке.
Выборы в Тбилиси сильно контрастировали с тем, как традиционно проходит голосование во многих постсоветских странах: у избирательных участков отсутствовали ярмарки и не было музыкального сопровождения, превращающих день голосования в «праздник».
Одними из первых конверты с голосами опустили в урну президент Грузии с супругой Сандрой Рулофс и младшим сыном Николозом.
Семья Саакашвили приехала голосовать к 9 часам утра в школу в северной части Тбилиси. Избирательная комиссия участка № 19 больше полутора часов дожидалась приезда главы государства, изнемогая под напором журналистов.
Когда «Миша» (как по-свойски называют Саакашвили в Грузии) наконец приехал, ему выдали бюллетень для голосования, не проверив документов и не просветив ультрафиолетом большие пальцы рук, как того требует процедура.
В Грузии большинство не пользуются паспортом, голосуют по ID-карте (карта с личным номером гражданина). Для контроля за самым распространенным видом фальсификаций — «каруселью» — избирателям маркировали палец несмываемой жидкостью. «Это специальный состав маркера, он не смывается, безвреден и виден при ультрафиолете», — пояснил председатель избирательного участка в Тбилиси № 19.
Президент попросил все же соблюсти формальности и протянул представителям комиссии большой палец.
Саакашвили всем видом излучал уверенность в положительном исходе голосования для своей партии, поэтому беззаботно шутил и объяснял сыну процедуру голосования. Сандра в ярко розовом пиджаке и маленький Николоз в шортах придавали немного легкомысленности строгому костюму Саакашвили. Конверт со своим голосом президент доверил сыну, и тот опустил его в урну.
Правила на грузинских избирательных участках строгие: прежде чем опустить бюллетень в ящик для голосования, его необходимо положить в почтовый конверт. Для борьбы с вбросами к каждой урне приставлен член комиссии, который постоянно прикрывает щель для бюллетеней бумажным листком, открывая ее только тогда, когда избиратель отправляет свой голос в ящик.
«Эти выборы повлияют на жизнь не только этого поколения, — сказал президент. — Я уверен, что сегодня будет активность высокого уровня».
Саакашвили не ошибся. К 10 часам утра в Грузии проголосовали 10,3% избирателей, к полудню — 25%, то есть четверть от всех зарегистрированных Центризбиркомом 3,6 млн избирателей.
Основной соперник президента и его партии Бидзина Иванишвили не голосовал из-за отсутствия гражданства, которое ему отказались восстановить, поскольку у бизнесмена есть паспорт Франции.
В мае власти изменили конституцию, предоставив избирательные права гражданам стран Евросоюза, родившимся в Грузии и проживающим в этой стране. Но предводитель коалиции демонстративно отказался от предоставленного ему права проголосовать. «Наши власти тысячу раз меняли конституцию Грузии и подгоняли ее под себя. Вы хорошо помните, как ее изуродовали. Я не воспользовался предоставленной возможностью», — объяснился в понедельник Иванишвили.
Но, тем не менее, он посетил избирательный участок № 4, расположенный в детском саду, — на нем голосовала супруга Иванишвили Екатерина Хведелидзе. Жена лидера коалиции внешне напоминала учительницу, но прибыла на участок в сопровождении пятерых крепких телохранителей, как будто сошедших с экранов фильмов-боевиков конца XX века. Вместе с ней приехала и матушка Варвара, двоюродная сестра лидера коалиции. Вся делегация выстояла очередь под прицелом фотокамер и взглядов избирателей.
«Все мы (представители церкви. — «Газета.Ru») никогда не участвовали в политике. Но сейчас я приехала голосовать. Я не должна, наверно, этого говорить, но действующая власть нажимает на церковь, на патриарха», — высказалась матушка Варвара. Сам Иванишвили и его супруга из участка отправились в церковь в старом городе.
Церковь официально держит нейтралитет, но на митинге «Грузинской мечты» в многотысячной толпе выделялось множество людей в рясах и клобуках. На митинге Саакашвили их не было.
В традиционно фрондерском Тбилиси нашлось мало сторонников правящей партии и президента Саакашвили. После дня, проведенного на избирательных пунктах столицы, корреспонденту «Газета.Ru» удалось отыскать только двоих избирателей, выбравших пятый номер партии ЕНД в бюллетене. «Саакашвили и его команде удались полицейская реформа, кадастровая. В отличие от России, где ради одной справки приходится неделями ходить по министерствам, здесь работает электронная база документов», — объяснила сторонница Саакашвили, отказавшаяся представиться.
Но самым популярным словом на парламентских выборах оказался «фасад». Его можно было услышать почти от каждого голосующего против ЕНД.
«Здесь все — фасад. Пройдитесь по центральным улицам — увидите новые здания. Но я живу в старом городе, где привели в порядок только несколько улиц для туристов. А дом, в котором живу я и семеро членов моей семьи, 20 лет находится в аварийном состоянии, — рассказывает пенсионер Арсен, отдавший голос за «Грузинскую мечту». — Моя пенсия — 70 лари, квартплата — 150 лари (1 лари — это 20 рублей. — «Газета.Ru»). Дети не могут устроиться на работу. Помогают родственники из регионов, у них свое хозяйство».
Одним из основных мотивов протестного голосования оказалась война и разрыв с Россией, вылившиеся в односторонние визы для грузин и постепенное исчезновение русского языка в местных школах. Грузия также решила не открывать избирательных участков на территории России.
«Все началось постепенно. Сначала сократили часы преподавания русского языка. В этом году его изучают только несколько групп во всей школе. Вторым языком для нас стал английский», — рассказывает Ирина. Она преподает русский язык и живет в Тбилиси больше 20 лет.
«Газете.Ru» Иванишвили заявил, что, если его коалиция займет большинство в парламенте, он возобновит дипотношения с Россией: «Обязательно будем разрешать вопрос с Россией».
«Смотрел телевизор, и меня возмутили кадры пыток в тюрьмах. К тому же я знаю, в каких условия здесь живут. Здесь нет работы, нет возможности вести бизнес», — сказал Мано Диди, который живет в США и накануне выборов специально приехал в родной город, чтобы проголосовать. Его соседа по очереди зовут Давид, он занимается бизнесом в другой стране, зато живет в Тбилиси: «В Грузии клановая система. Работают только монополизированные банки и полиция. Больше нет ничего. Саакашвили к тому же потерял Южную Осетию и Абхазию окончательно, развязав эту ужасную войну».
К 17 часам явка составила 53%, объявили в ЦИК. Участки закрылись в 20.00. К этому времени очереди из избирательных участков перетекли на площадь Свободы, где «Гражданская мечта» установила проектор и экран, на котором транслируется процесс подсчета голосов. В местных СМИ это уже назвали «митингом победы». Собравшиеся перекрыли движение и скандируют «Мовигет» («Мы победили»).
За голосованием и подсчетом голосов в Грузии следило беспрецедентное число наблюдателей — 60 тысяч, по данным ЦИК. Альтернативный подсчет голосов, exit polls, проводили пять организаций: компания GfK по заказу «Общественного вещателя Грузии», американская компания «Эдисон рисерч» (по заказу проправительственных телеканалов «Рустави-2» и «Имеди»), ЕНД, телеканал «Маэстро» (активно поддерживающий «Грузинскую мечту») и «Лига избирателей». Причем в отличие от России, где обычно навязчивые молодые люди встречают выходящих из участков вопросом «за кого вы проголосовали?», в Тбилиси предлагалось заполнить анонимную анкету и опустить ее в прозрачную урну.
По данным exit polls «Эдисон рисерч», оппозиционная коалиция «Грузинская мечта» получила поддержку 50% избирателей в Грузии в ходе парламентских выборов, правящая партия «Единое национальное движение» — 41%, партия «Христиан-демократическое движение» — 4%. Цифры exit polls неправительственной организации «Лига избирателей» говорят о том, что за «Грузинскую мечту» отдали голоса 74,4% избирателей. А по данным exit polls компании GfK, коалиция «Грузинская мечта» набрала только 35%, у ЕНД — 30%.
Президент Саакашвили признал победу оппозиции на выборах в грузинский парламент, но только по партийным спискам, заявив, что правящая партия лидирует по одномандатным округам.
Грузинский парламент формируется по смешанной системе: 77 мест по партийным спискам, 73 по одномандатным округам.