Лидеры Армении и Турции в минувшую субботу впервые встретились через 15 лет после разрыва дипотношений. Исторический визит турецкого президента Абдуллы Гюля был организован армянской стороной, став настоящим жестом доброй воли со стороны Еревана. Гюля пригласил его армянский коллега Серж Саргсян, чтобы вместе посмотреть отборочный матч чемпионата мира между футбольными командами двух стран.
Как отмечают пресс-службы глав обоих государств, встреча Гюля и Саргсяна свидетельствует о политической воле лидеров принять на себя ответственность и приступить к урегулированию существующих проблем, в частности, созданию в регионе атмосферы мира и безопасности.
При личной встрече президенты заговорили об урегулировании двусторонних отношений, подчеркнув, едва ли не впервые, что для этого открываются широкие возможности. О том же позднее говорили и главы МИДов двух стран.
По словам Гюля, пригласив его в Армению, президент Саргсян сделал первый шаг к добрососедским отношениям, на который турецкая сторона готова ответить тем же. Армянский президент принял турецкое приглашение посетить ответный футбольный матч уже в Стамбуле. Такая «футбольная политика» и есть тот диалог, о необходимости которого заговорил Саргсян. Накануне матча сборная Армении даже убрала со своей официальной эмблемы гору Арарат, которая считается национальным символом Армении, но находится сейчас на территории Турции.
«Мы должны стремиться решить существующие проблемы днем раньше и не оставить их тяжесть на будущие поколения», — подчеркнул армянский президент на пресс-конференции по итогам встречи. На ней главы государств обсудили среди прочего инициативу Анкары по созданию Кавказской платформы стабильности и безопасности.
После встречи руководители двух стран продолжили свою беседу за рабочим ужином. Однако ни до, ни после приема не был затронут главный вопрос, который более всех интересует и граждан Армении, и армянскую диаспору во всем мире: признание Турцией геноцида армян в годы Первой мировой войны.
Саргсян не стал поднимать щекотливую тему геноцида. За него это сделали несколько тысяч манифестантов, которые прошли маршем по главным улицам Еревана под лозунгами «Ничто не забыто, никто не забыт», «Турция, имей мужество признать геноцид», «Я потомок Западной Армении». Протестующие, в основном сторонники националистической партии «Дашнакцутюн», простояли вдоль тротуаров все то время, что Гюль находился в Ереване.
Более того, в начале футбольного матча армянские болельщики освистали гимн Турции. Однако официальный Ереван не собирается обострять и без того не самые лучшие отношения с Анкарой и продолжает заявлять, что готов начать диалог без предварительных условий. Первым реальным шагом в этом направлении стало временное смягчение правил пересечения армяно-турецкой границы, закрытой с 1993 года в связи с карабахским конфликтом, в котором Турция горячо поддерживала Азербайджан.
В том же году Турция и Армения официально объявили, что не собираются устанавливать между собой дипломатические отношения, сведя до минимума все связи за исключением авиасообщения. В качестве условия открытия границы Анкара все последние годы называла достижение прогресса в урегулировании карабахского конфликта. Ереван, по мнению Турции, также должен перестать требовать признания резни армян 1915 года геноцидом.
Армянские политологи прогнозируют оттепель в отношениях. Это тем вероятнее, что заблокированная со стороны Азербайджана и Турции Армения с началом конфликта на территории Грузии фактически лишилась связи с внешним миром. Грузинское направление обеспечивает Армении до 70% всего товарооборота.