Первый самолет, созданный по технологии «стеллс», бомбардировщик-истребитель F-117A Nighthawk («Ночной ястреб») больше не отправится в боевой полет. Верно отслуживший 27 лет американской армии многоцелевой самолет, созданный так, чтобы его было невозможно заметить с земли, уступает свое место новой модели «невидимок» F-22 Raptor.
Американские военные устроили «стелсу-пионеру» во вторник неофициальные проводы. На военно-воздушной базе Райт Пэттерсон в Дейтоне, штат Огайо, собрались военные летчики, разработчики и члены их семей. Получили приглашения и пилоты с базы Холломэн в Нью-Мексико, где базируются еще остающиеся на вооружении F-117. Церемония проходила в ангаре, где была выставлена на обозрение одна из машин, а затем она совершила торжественный облет базы.
«ВВС США разработали в сотрудничестве с нашей промышленностью замечательный самолет, который более четверти века выдающимся образом служил нашей нации», — объявил в начале церемонии глава службы командования материально-технического обеспечения ВВС США генерал Брюс Карлсон, сам в прошлом пилотировавший F-117. Теперь для военно-воздушных сил наступил трогательный момент: «Мы укладываем эту военную птичку спать», — объявил генерал.
«Программа F-117 стала революцией в деле ведения боевых действий благодаря внедрению при создании летательных аппаратов технологии с низким уровнем демаскирующих признаков», — напомнила ответственная за проект списания «невидимок» Дайана Филлимэн.
Сама технология стала возможной благодаря работам советского ученого Петра Уфимцева, который в 1960-х описал математическую модель отражения радиоволн от плоских поверхностей.
Американские инженеры из авиастроительной корпорации Lockheed Martin просчитали возможность создания нового самолета в соответствии с условиями, предложенными Уфимцевым, и согласились, что он может быть невидимым для современных радаров. Первоначальный проект, получивший название «Безнадежный алмаз» (безнадежный — из-за казавшейся бесперспективности разработки, алмаз — за многогранность контура получившейся фигуры) тем не менее заинтересовал военных. В 1975 году авиастроителям было выделено щедрое бюджетное финансирование. Первые прототипы самолета были созданы уже в 1977 году.
На вооружение первые самолеты, изготовленные по технологии «стелс», встали в 1981 году, до ноября 1988-го они были глубоко засекречены. Во вражеском небе F-117A появились в 1989 году во время вторжения в Панаму, прикрывая десант американских войск. Два года спустя модифицированные F-117s были апробированы в более значимых боевых операциях: бомбардировках объектов в пригородах Багдада в самом начале операции «Буря в пустыне» против режима Саддама Хусейна. Тогда «стелсы» совершили более 1,3 тыс. боевых вылетов, нанесли удары по 1,6 тыс. целям, не понеся ни единой потери.
На самом деле называть «стелсы» «невидимками» — натяжка: технология, которая была разработана для их создания в 1970-е годы, не позволяет полностью избегать обнаружения современными радарами, но лишь в значительной степени отражает их волны.
В 1999 году уязвимость F-117 была доказана в бою.
Тогда при бомбардировках Югославии Пентагон рассчитывал на повторение иракского сценария, однако югославским противовоздушным силам удалось сбить один из самолетов. Советские зенитные установки, произведенные еще в 1960-х годах, использовали старые низкочастотные радары для обнаружения цели, в то время как корпус F-117 был способен отражать только короткие волны современных радаров. Некоторые американские военные источники признают, что еще один «стелс» был подбит в ходе воздушных налетов на Югославию советским «МиГом» и вынужден был вернуться на базу, но эта информация на официальном уровне никогда не подтверждалась. Из войн в Афганистане и Ираке, которые начала администрация Джорджа Буша, «стелсы» выходили невредимыми.
Всего с 1989 года было произведено 59 таких машин, шесть из них разбились при разных обстоятельствах, и лишь один был потерян в бою. Для любого из американских пилотов совершить боевой вылет за штурвалом «стелса» было признанием высокого профессионализма. Таких счастливчиков было всего 558 человек, каждому из которых боевое братство летчиков F-117, известных как «бандиты», присваивало собственный «бандитский номер».
Первая партия из 10 «невидимок» была списана еще в 2006 году. С тех пор на переработку ушли еще 27 штук, средний возраст которых, по словам генерала Карлсона, составляет 22,5 года. Последний полет F-117s совершит 21 апреля. Он вылетит с базы Холломэн, сделает остановку на базе Палмдейл в Калифорнии, где отслужившей свой век машине устроят торжественные проводы, и на следующий день он приземлится на полигоне Тонопа в Неваде, там, откуда в 1981 году эти истребители произвели первый испытательный вылет. Оставшиеся «стелсы» поступят на хранение именно на эту базу.
Ускоренное снятие «стелсов» с вооружения понадобилось для того, чтобы освободить средства на проект истребителя пятого поколения, который пришел ему на смену — F-22 Raptor («Хищник»). Технология «стелс» будет использована не только при строительстве F-22, но и стратегических бомбардировщиков B-2 Spirit («Дух») и легких однодвигательных истребителей F-35 JSF.
Однако со списанием жизнь «стелсов» не закончится. Американское правительство, напоминает агентство The Canadian Press, уже заявляло, что готово вновь привести «стелсы» в боевую готовность при первой же необходимости. «Я счастлив слышать, что они окажутся в месте, откуда их можно, если понадобится, быстро вернуть в строй», — заявил на церемонии на базе Райт Пэттерсон бригадный генерал Грегори Фист, первый пилот, который управлял самолетом во время боевой операции.
В России о создании самолета пятого поколения, разработанного с использованием технологий «стелс», говорили последнее время много, и некоторые подвижки уже сделаны.
От советского проекта середины 1970-х годов по созданию многофункционального истребителя (МФИ), которым занималось ОКБ «МиГ», в 2000 году отказались, хотя летательный аппарат вроде бы успешно прошел испытания.
Сейчас, как заявил «Газете.Ru» главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин, разработкой многофункционального истребителя занимается с 2002 года компания «Сухой». «Состояние постройки, по понятным причинам, держится пока в секрете, но есть все основания предполагать, что через пару лет мы сможем увидеть ПАКФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. – «Газета.Ru») с технологиями снижения заметности», — полагет эксперт.