Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Невидимка прошлого века

ВВС США снимают с вооружения легендарные самолеты «стелс»

Уходит в прошлое знаменитый «стелс», бомбардировщик-истребитель F-117, ставший в конце 1980-х годов символом прорывных технологий. ВВС США приняли решение в ускоренном темпе снять эти самолеты с вооружения, чтобы бросить все силы на замену морально устаревших «невидимок» истребителями пятого поколения.

Первый самолет, созданный по технологии «стеллс», бомбардировщик-истребитель F-117A Nighthawk («Ночной ястреб») больше не отправится в боевой полет. Верно отслуживший 27 лет американской армии многоцелевой самолет, созданный так, чтобы его было невозможно заметить с земли, уступает свое место новой модели «невидимок» F-22 Raptor.

Американские военные устроили «стелсу-пионеру» во вторник неофициальные проводы. На военно-воздушной базе Райт Пэттерсон в Дейтоне, штат Огайо, собрались военные летчики, разработчики и члены их семей. Получили приглашения и пилоты с базы Холломэн в Нью-Мексико, где базируются еще остающиеся на вооружении F-117. Церемония проходила в ангаре, где была выставлена на обозрение одна из машин, а затем она совершила торжественный облет базы.

«ВВС США разработали в сотрудничестве с нашей промышленностью замечательный самолет, который более четверти века выдающимся образом служил нашей нации», — объявил в начале церемонии глава службы командования материально-технического обеспечения ВВС США генерал Брюс Карлсон, сам в прошлом пилотировавший F-117. Теперь для военно-воздушных сил наступил трогательный момент: «Мы укладываем эту военную птичку спать», — объявил генерал.

«Программа F-117 стала революцией в деле ведения боевых действий благодаря внедрению при создании летательных аппаратов технологии с низким уровнем демаскирующих признаков», — напомнила ответственная за проект списания «невидимок» Дайана Филлимэн.

Сама технология стала возможной благодаря работам советского ученого Петра Уфимцева, который в 1960-х описал математическую модель отражения радиоволн от плоских поверхностей.

Американские инженеры из авиастроительной корпорации Lockheed Martin просчитали возможность создания нового самолета в соответствии с условиями, предложенными Уфимцевым, и согласились, что он может быть невидимым для современных радаров. Первоначальный проект, получивший название «Безнадежный алмаз» (безнадежный — из-за казавшейся бесперспективности разработки, алмаз — за многогранность контура получившейся фигуры) тем не менее заинтересовал военных. В 1975 году авиастроителям было выделено щедрое бюджетное финансирование. Первые прототипы самолета были созданы уже в 1977 году.

На вооружение первые самолеты, изготовленные по технологии «стелс», встали в 1981 году, до ноября 1988-го они были глубоко засекречены. Во вражеском небе F-117A появились в 1989 году во время вторжения в Панаму, прикрывая десант американских войск. Два года спустя модифицированные F-117s были апробированы в более значимых боевых операциях: бомбардировках объектов в пригородах Багдада в самом начале операции «Буря в пустыне» против режима Саддама Хусейна. Тогда «стелсы» совершили более 1,3 тыс. боевых вылетов, нанесли удары по 1,6 тыс. целям, не понеся ни единой потери.

На самом деле называть «стелсы» «невидимками» — натяжка: технология, которая была разработана для их создания в 1970-е годы, не позволяет полностью избегать обнаружения современными радарами, но лишь в значительной степени отражает их волны.

В 1999 году уязвимость F-117 была доказана в бою.

Тогда при бомбардировках Югославии Пентагон рассчитывал на повторение иракского сценария, однако югославским противовоздушным силам удалось сбить один из самолетов. Советские зенитные установки, произведенные еще в 1960-х годах, использовали старые низкочастотные радары для обнаружения цели, в то время как корпус F-117 был способен отражать только короткие волны современных радаров. Некоторые американские военные источники признают, что еще один «стелс» был подбит в ходе воздушных налетов на Югославию советским «МиГом» и вынужден был вернуться на базу, но эта информация на официальном уровне никогда не подтверждалась. Из войн в Афганистане и Ираке, которые начала администрация Джорджа Буша, «стелсы» выходили невредимыми.

Всего с 1989 года было произведено 59 таких машин, шесть из них разбились при разных обстоятельствах, и лишь один был потерян в бою. Для любого из американских пилотов совершить боевой вылет за штурвалом «стелса» было признанием высокого профессионализма. Таких счастливчиков было всего 558 человек, каждому из которых боевое братство летчиков F-117, известных как «бандиты», присваивало собственный «бандитский номер».

Первая партия из 10 «невидимок» была списана еще в 2006 году. С тех пор на переработку ушли еще 27 штук, средний возраст которых, по словам генерала Карлсона, составляет 22,5 года. Последний полет F-117s совершит 21 апреля. Он вылетит с базы Холломэн, сделает остановку на базе Палмдейл в Калифорнии, где отслужившей свой век машине устроят торжественные проводы, и на следующий день он приземлится на полигоне Тонопа в Неваде, там, откуда в 1981 году эти истребители произвели первый испытательный вылет. Оставшиеся «стелсы» поступят на хранение именно на эту базу.

Ускоренное снятие «стелсов» с вооружения понадобилось для того, чтобы освободить средства на проект истребителя пятого поколения, который пришел ему на смену — F-22 Raptor («Хищник»). Технология «стелс» будет использована не только при строительстве F-22, но и стратегических бомбардировщиков B-2 Spirit («Дух») и легких однодвигательных истребителей F-35 JSF.

Однако со списанием жизнь «стелсов» не закончится. Американское правительство, напоминает агентство The Canadian Press, уже заявляло, что готово вновь привести «стелсы» в боевую готовность при первой же необходимости. «Я счастлив слышать, что они окажутся в месте, откуда их можно, если понадобится, быстро вернуть в строй», — заявил на церемонии на базе Райт Пэттерсон бригадный генерал Грегори Фист, первый пилот, который управлял самолетом во время боевой операции.

В России о создании самолета пятого поколения, разработанного с использованием технологий «стелс», говорили последнее время много, и некоторые подвижки уже сделаны.

От советского проекта середины 1970-х годов по созданию многофункционального истребителя (МФИ), которым занималось ОКБ «МиГ», в 2000 году отказались, хотя летательный аппарат вроде бы успешно прошел испытания.

Сейчас, как заявил «Газете.Ru» главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин, разработкой многофункционального истребителя занимается с 2002 года компания «Сухой». «Состояние постройки, по понятным причинам, держится пока в секрете, но есть все основания предполагать, что через пару лет мы сможем увидеть ПАКФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. – «Газета.Ru») с технологиями снижения заметности», — полагет эксперт.

Новости и материалы
Звезда «Мастера и Маргариты» рассказала, как у нее может упасть самооценка из-за сумки
В Китае обвинили НАТО в возникновении украинского кризиса
Бузова о госпитализации: «Самое страшное позади»
Шойгу отметил попытки США восстановить влияние в Центральной и Южной Азии
Госсекретарь США обеспокоился поддержкой Пекином Москвы
Неизвестные в масках бросили в квартиру уральца армейскую дымовую шашку
Клуб РПЛ лишился главного тренера из-за личных обстоятельств
Nokia выпустила новый кнопочный телефон с поддержкой 4G и USB-C
Стало известно, когда в Египте начнут принимать карты «Мир»
Матвиенко заявила о предпосылках «демографической весны» в России
Подполье сообщило об ударе по готовящимся к вторжению в РФ военным ВСУ
Первый замглавы Оренбурга написал заявление на увольнение
Жена звезды «Адской кухни» привела двухлетнюю дочь на маникюр, несмотря на критику
Мусагалиев потерял сознание после операции на носу
Министры обороны РФ и Киргизии подписали несколько соглашений
Названы лучшие модели MacBook в 2024 году
У московского школьника украли часы за 1,5 млн рублей
Международный мониторинговый центр в Карабахе закрылся
Все новости