Кризис не испортил квартирный вопрос

Выручка группы «Пик» выросла до 52,1 млрд рублей

Екатерина Геращенко 23.01.2012, 18:05
Объем продаж Группы ПИК вырос на треть РИА «Новости»
Объем продаж Группы ПИК вырос на треть

«Пик», строительная группа Сулеймана Керимова, увеличила выручку почти на 50%, отчитавшись о росте цен и спроса на московские квартиры. Нестабильность на международных финансовых рынках пока не влияет на жилую недвижимость, подтверждают аналитики, но, если кризис продолжится, спад будет значительным.

Продажи квартир в 2011 году принесли группе «Пик» Сулеймана Керимова 34,9 млрд рублей – на 49,5% больше, чем по итогам 2010 года, когда компания выручила 23,4 млрд рублей.

87% пришлось на розничные продажи. Эта доля выросла на 16% по сравнению с данными за 2010 год.

В целом за год «Пик» выручила 52,1 млрд рублей, что на 30% больше, чем в 2010 году, говорится в отчете об операционных результатах компании за 2011 год.

Объем продаж «Пик», выраженный в квадратных метрах площади, вырос на 30,1%. Всего в 2011 году группа продала 510 тысяч кв. метров, 81,1% продаж пришлось на Москву и Московскую область.

395 500 кв. м (квартир и нежилых помещений) продано по договорам с физическими лицами (на 64,6% больше, чем в 2010 году).

В компании отмечают высокую степень восстановления рынка недвижимости: за год на продажу был выставлен 41 объект (26 в Москве и области) — это на 64% больше, чем в 2010 году. Доля продаж с использованием ипотечных кредитов выросла до 29,7%, по итогам первого квартала она была на уровне 12,4%. «Данный результат, по нашему мнению, является признаком макроэкономической стабилизации и готовности потребителей к долгосрочным обязательствам», — говорится в отчете «Пик».

Но темпы роста продаж в 2011 году были ниже, чем годом ранее: в 2010 году рост объема продаж составил 218%, сообщили в службе по связям с инвесторами «Пик».

Цены по московским объектам группы за год выросли на 11% (без учета цен на жилье бизнес-класса) и достигли 115,1 тысяч рублей за 1 кв. метр. Цены на объекты, расположенные в Московской области и других регионах России, выросли на 11,7% и 8,5% соответственно.

Группа уложилась в показатели, заявленные ранее, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Армен Азатян. «Было заявлено 520 000 кв. метров, продано 510 000 кв. метров. Наши ожидания были на уровне 500 000 кв. м», — отмечает он.

«Группа улучшила структуру продаж в натуральном и денежном выражении с точки зрения маржинальности: снижается доля оптовых продаж и строительного сегмента, растет выручка от розницы», — продолжает Азатян.

В 2010 году доля продаж жилой недвижимости физическим лицам составляла 71%, по итогам 2011 года она выросла до 87%, отмечает аналитик «Тройки Диалог» Юлия Гордеева.

«Розничные покупатели обеспечивают более качественные показатели, чем оптовые. Розничные продажи идут по полной цене, а при оптовых сделках скидка может достигать 10–15%», — поясняет аналитик.

Если не случится форс-мажора в экономике, группе удастся уложиться в показатели, заявленные на 2012 год. В текущем году «Пик» рассчитывает продать 600–650 тысяч кв. метров на 62–67 млрд рублей.

«Наш прогноз на 10% ниже. Но это не значит, что прогноз «Пик» нереалистичен», — говорит Азатян. «Высокий рост рынка в 2010 и 2011 годах, скорее всего, замедлится в 2012 году. Рынок будет расти, но более умеренными темпами», — убежден он.

Показатели «Пик» росли со спросом на жилую недвижимость, отмечают аналитики. В 2011 году в Москве было совершено рекордное за восемь лет количество сделок с жилой недвижимостью. По данным управления Росреестра по Москве, за год было совершено 91 224 сделки купли-продажи квартир, из них 12 029 на вторичном рынке. Рост по сравнению с 2010 годом составил 6,5%.

Предыдущий рекорд пришелся на 2003 год: тогда было зарегистрировано более 90 тысяч сделок. Минимальное значение показателя было зафиксировано в период финансового кризиса 2008—2009 годов — 55,7 тысячи сделок.

Рекорд был обеспечен низкими темпами роста цен и отложенным с 2009 года спросом. Покупатели активизировались в этом году: цены выросли в пределах инфляции — на 6–9%, а объем предложения позволял выбирать. Дополнительный стимул рынку обеспечил электоральный цикл в России, говорят аналитики.

На текущую финансовую нестабильность на зарубежных рынках реальный сектор российской экономики реагирует не так динамично, как в период кризиса 2009 года: тогда строительные компании оказались на грани краха в первую очередь из-за высокого уровня долговой нагрузки, с которым они вошли в кризис.

«Текущий кризис в меньшей степени повлиял на реальный сектор, который преимущественно формирует спрос на жилую недвижимость», — поясняет Азатян.

«Но как будет развиваться ситуация, если кризис продолжится, прогнозировать трудно. Наиболее вероятно проявление негативного эффекта в виде ухудшения условий финансирования девелоперских компаний, ограничение доступности ипотеки и ухудшение покупательной способности у населения, что в итоге также приведет к значительному спаду на рынке жилой недвижимости», — добавил он.