Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Кудрин обогнал G8

Алексей Кудрин ждет повышения кредитного рейтинга России

Рустем Фаляхов 21.09.2010, 22:11
ИТАР-ТАСС

Россия по качественным показателям госбюджета — размеру дефицита, доходам населения — опережает страны G8, и кредитный рейтинг страны может быть повышен, заявил министр финансов Алексей Кудрин. Но структурных реформ в экономике не проводится, а сбалансированности бюджета не достичь из-за расходов на фактически уже начавшуюся избирательную кампанию 2011—2012 годов, возражают эксперты.

«Когда говорят «у вас падение экономического роста» — я могу ответить: Россия имеет несовершенную структуру экономики, в которой высока доля нефтегазового сектора, оказавшегося самым уязвимым в кризис, но благодаря мерам антикризисной поддержки мы сохранили социальные обязательства, а в некоторых случаях увеличили их», — сказал Кудрин, выступая на правительственном часе в Госдуме.

По качественным показателям бюджетной политики Россия, как считает министр, «выглядит лучше по сравнению с другими странами, даже со странами G8».

Подтверждением этому стали реальные доходы населения, которые удалось удержать на докризисном уровне. «Это главный результат бюджетной политики», — считает глава Минфина. Одновременно возросло доверие населения к банковской системе. Если в первые месяцы кризиса в 2008 году россияне забирали деньги из банков по 400 млрд рублей в месяц, то уже в 2009 году депозиты юридических лиц в банках выросли на 10,5%, а вклады населения — на 26,7%. Банковская система укрепляется. В первом полугодии 2010 года кредитный портфель российских банков вырос на 2%. «До конца года мы ожидаем роста кредитования от 5% до 10%», — сказал глава Минфина.

Вообще Россия подошла к кризису «как одна из самых подготовленных стран» — за счет создания Резервного фонда. Фонд смягчил удар по экономике, когда из-за кризиса снижение доходов бюджета составило 20%, а расходы выросли на 28%, подсчитал Кудрин.

Тем не менее он признал, что высокая зависимость бюджета от цены на нефть — это факт. «В 2009 году сбалансированность бюджета была достигнута при цене нефти $98 за 1 баррель. Наша задача — к 2015 году постепенно прийти к сбалансированности бюджета при $70 за баррель. Значит, нам постепенно нужно сокращать расходы, сокращать дефицит. К 2015 году мы это сделаем спокойно, плавно, не отменяя социальных обязательств, индексируя их в рамках инфляции и необходимых социальных программ», — заверил Кудрин. Он напомнил, что в целом программа антикризисной поддержки экономики составила 1 трлн 230 млрд рублей.

Министр финансов выразил надежду, что кредитный рейтинг России может быть повышен в ближайшие 2—3 года: «Мы перешли в новую категорию игроков, мы стали более надежным рынком».

Оптимистические заявления Кудрина прозвучали после того, как премьер Владимир Путин 17 сентября выступил на форуме «Сочи-2010» с жизнеутверждающим докладом о состоянии инвестиционного климата в стране. Он сообщил, что «наша экономика сравнительно быстро и без серьёзных, капитальных потерь смогла преодолеть спад». Правительство старалось «работать быстро, но без суеты». И граждане стали больше доверять властям. В итоге объём вкладов в банках в этом году увеличился на 30% — до 8,4 трлн рублей (по состоянию на 1 июля).

Рост ВВП сейчас составляет порядка 4%, промышленное производство с начала года выросло на 9,6%, реальные доходы населения — на 5% с лишним, сыпал цифрами премьер. Безработица сократилась до 7% экономически активного населения. Правительство еще и потому пользуется доверием граждан, что проводит «консервативную макроэкономическую политику», заявил премьер. В 2009 году бюджетный дефицит составил 5,9% ВВП, в текущем году ожидается его уменьшения до 5,3%. На 2011 год дефицит запланирован на уровне 3,6%. «Хотя совсем недавно и наши эксперты, и наши коллеги за рубежом таких оценок не давали», — съязвил Путин.

А заявление Кудрина по поводу рейтинга, видимо, базируется на прогнозе Международного рейтингового агентства Fitch. Зимой 2009 года, в разгар кризиса, агентство снизило долгосрочный рейтинг России с BBB+ до BBB, но уже спустя год улучшило прогноз по рейтингу страны с «негативного» на «стабильный». 8 августа агентство подтвердило рейтинг на уровне BBB и улучшило прогноз рейтинга со «стабильного» на «позитивный». При этом было отмечено, что серьезное и продолжительное падение цен на нефть может привести к его снижению.

Эксперты оптимизма Кудрина не разделяют. «Сейчас многие страны G8 живут с завышенными кредитными рейтингами просто потому, что их никто не решается снижать (кроме китайских агентств). Так что с оглядкой на этот факт кредитный рейтинг России действительно можно было бы повысить, но тут, скорее, рейтинг других стран надо понижать», — говорит руководитель аналитического отдела ГК «Альпари» Егор Сусин.

Безусловно, заслуга Кудрина в том, что коллапса в экономике не случилось, обошлось без серьезных социальных взрывов, говорят эксперты. Но часть принятых Минфином мер имели скорее психологическое влияние на ситуацию.

«Вспомним, например, программу выделения средств для развития банками кредитования промышленности. Адекватного роста кредитования не случилось, но вливания в банки миллиардных средств наряду с заявлениями премьера Путина и Генпрокуратуры о контроле за целевым использованием средств и неизбежности наказания за нарушения повысили доверие к банковской системе и, похоже, повлияли на приток вкладов в банки», — говорит эксперт Bakertilly russaudit Эдуард Кучеров.

«Финансовым властям можно поставить в заслугу расширение системы страхования вкладов в начале кризиса до 700 тысяч рублей, поскольку депозиты остаются одним из основных источников пополнения ликвидности банков», - говорит начальник управления по работе с финансовыми институтами ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» Ольга Иващук.

Наиболее эффективной была лишь программа поддержки банков, реализованная вместе с ЦБ, считает экономист ING банка Дмитрий Полевой. Другие эксперты не разделяют такую точку зрения. Сотни миллионов рублей по программе антикризисной поддержки ушли на стабилизацию банковской системы, но банки, пополнив запасы ликвидности, играли на фондовом рынке и с валютой — вместо кредитования экономики. «Это одна из основных проблем подобных антикризисных программ во всем мире — нецелевое использование госпомощи или отказ изменить свою стратегию после получения поддержки», — говорит руководитель практики госконсалтинга ООО «Бизнес решения» Алексей Калинин. В этой связи эксперт предлагает вспомнить скандалы с неадекватно высокими бонусами топ-менеджеров едва не разорившихся банков и компаний в США и ЕС.

Накачав деньгами банковскую систему, государство приняло недостаточно мер для создания спроса на кредиты для юридических лиц и граждан, отмечает Калинин. С другой стороны, по мнению профессора Российской экономической школы Константина Стырина, накачку деньгами можно «оценить и как способ рекапитализации банковского сектора — за счёт денег налогоплательщиков, конечно».

«Обычно власти идут на такие траты (в США сделали, по сути, то же) — это может оказаться дешевле, чем полномасштабная санация банковской системы, которая может обойтись, по опыту других стран, в 10% годового ВВП и более», — говорит эксперт.

Причем, как ни странно, недовольство мерами господдержки высказывают и сами банки. Но только частные, а не государственные. «Было разрешено не создавать дополнительные резервы по ряду реструктурированных ссуд, но по вновь выдаваемым никаких льгот банкам не было. То есть, с одной стороны, банки должны были кредитовать реальный сектор по тем нормам и правилам, которые были до кризиса, в то время как финансовое состояние заемщиков, естественно, ухудшилось. Что-то я не припомню никаких распоряжений регулятора о снижении требований к финансовому состоянию заемщика. В нашем банке из 80 рассмотренных заявок на кредит выдавался один. Остальные заемщики не проходили по финансовому состоянию», — говорит пожелавший остаться неназванным аналитик одного из частных банков.

Но, вообще-то, бюджет России выглядит неплохо, долгов у государства практически нет (по сравнению с теми же странами G8, у которых госдолги составляют от 60% до 200% ВВП, а дефицит бюджета достигает 14%), только вот заслуги властей и Кудрина, в частности, в восстановлении экономики маловато, и главная причина оптимизма властей — рост цен на нефть, считает Сусин. «Удержать финансовую систему от краха — да, удалось, большими вливаниями денежных средств, но сначала сами власти поставили финансовую систему страны в полную зависимость от внешнего кредитного ресурса. Зато спасать — это мы можем», — говорит Сусин.

Кудрин радуется, что сберег золотовалютные резервы. В случае нового падения цен на нефть это сыграет положительную роль, например, заимствовать за рубежом будет легче.

«Но структурные реформы в российской экономике не проводятся, бюджет не носит характера «бюджета развития», он социально ориентированный, предвыборный. Впрочем, проводить структурные реформы — это не задача Кудрина», — говорит заместитель гендиректора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников.

Хотя в условиях приближения парламентских и президентских выборов Кудрину будет все сложнее противостоять политике наращивания расходов. Именно из-за ориентации на выборы правительство рассчитывает достичь сбалансированности федерального бюджета при цене на нефть $70 за баррель только к 2015 году, отмечает Верников.

«Расходы бюджета очень разбухли: в 2005 году при ценах на нефть $55 бюджет сводился с профицитом, а сейчас и при $80 будет дефицит», — уверен эксперт.

Судя по некоторым предыдущим заявлениям Кудрина, рост расходов в предвыборный период он относит к наиболее существенным рискам в перспективе среднесрочного развития России. «Возможно, ему удастся хотя бы частично сдерживать расходы, но, по нашим оценкам, бюджет 2011 года можно сбалансировать лишь при нефти выше $100 за баррель», — предполагает Полевой из ING банка.