Пенсионный советник

Моногорода не попадут в центр

Федеральный центр велел губернаторам не просить деньги на моногорода, а искать их самостоятельно

Рустем Фаляхов 20.09.2010, 13:49
ИТАР-ТАСС

Решение проблемы моногородов следует возложить на губернаторов и мэров: они должны привлекать инвесторов, а не выпрашивать денег у федерального центра. Такую модель регионального развития предложили участники «круглого стола», проходившего в рамках IX Международного инвестиционного форума в Сочи.

«Круглый стол», посвященный проблеме монопрофильных городов, назвали витиевато: «Новая модель координации регионального развития — инструмент модернизации». Инициировало обсуждение этой темы на форуме Минрегионразвития, которому решение проблемы моногородов, остро вставшей во время кризиса, было поручено правительством.

Минрегионразвития причисляет сейчас к проблемным 320 моногородов. Из них 200 — это малые города с населением до 50 тысяч человек. Проблемные моногорода имеются во всех без исключения субъектах Российской Федерации. По данным главы департамента Минрегионразвития по мониторингу и оценке эффективности деятельности органов госвласти субъектов РФ Назима Султанова, все нуждающиеся в поддержке моногорода разделены на три группы: город-кризис, город-потенциал, город-развитие.

В кризисной группе 27 городов. Им требуется поддержка в первую очередь. В таких городках люди либо вообще сидят без зарплаты, либо имеют минимальный доход.

«Доходы жителей в 75% моногородов, как правило, ниже 18 тысяч рублей в месяц, то есть ниже среднероссийского уровня», — уточнил член рабочей группы по энергоэффективности комиссии по модернизации при президенте Василий Белов.

В 2010 году из федерального бюджета на поддержку моногородов было выделено 27 млрд рублей, подсчитал Султанов. Из них 10 млрд — дотации, 10 млрд — кредиты. Еще 5 млрд передано в виде госимущества в уставный капитал тех компаний, которые могли бы решать проблему занятости в моногородах. И, наконец, 2 млрд подбросило Минэкономразвития — на стимулирование малого и среднего бизнеса в проблемных городах.

«Но из 27 млрд освоено только 55%», — сообщил Султанов. Дело в том, что для получения федеральных средств сначала регион должен потратить свои — на подготовку инвестиционного проекта. А свободных средств в большинстве регионов и муниципалитетов не нашли.

На следующий год федеральные власти больше не намерены мириться с такой ситуацией. За решение проблемы моногородов теперь будет отвечать не Москва, а губернаторы. «Уровень ответственности теперь переносится с федерального на региональный уровень», — заявил директор департамента инвестиционной политики и развития ГЧП Минэкономразвития Сергей Беляков.

Но, похоже, региональные власти на этом поприще ждут те же проблемы, с какими столкнулись федеральные. «Учтите, в провинции все начинается не с губернатора, а с муниципалитетов.

А у них нет даже статистики, с помощью которой можно было бы составить инвестплан, понять, во что вложить те последние рубли и копейки, которые у них есть», — объяснил мэр Пензы Роман Чернов.

Вторая проблема — кадры. Их нужно переобучать. «Но Минфин не верит, что есть реальная потребность в обучении муниципальных служащих», — вставил реплику один из участников круглого стола.

Третья проблема — разрешительная документация, например, на строительство. На один проект нужно согласовать несколько десятков бумажек, на согласования уходят месяцы. Эти нормы защищены федеральными законами. «Что может поделать с этим губернатор?» — возмущался Чернов.

Федеральный центр не снимает с себя ответственность за моногорода, попытался успокоить региональных представителей Беляков. В Минэкономразвития готовы, например, подумать, какие налоговые преференции дать проблемным муниципалитетам. Но в основном господдержка будет выражаться в том, чтобы «побуждать регионы» к более активному восстановлению проблемных территорий преимущественно собственными силами, уточнил Беляков.

«Мы хотим, чтобы регионы не ждали и не просили у федерального центра денег и поняли наконец-то, что это бесперспективно, бессмысленно, неправильно и, более того, грозит санкциями!» — окончательно прояснил позицию федеральных властей Беляков.

Вот и Краснодарский край был таким, ходил с протянутой рукой, а теперь здесь научились привлекать инвестиции, сделал Беляков реверанс в сторону организаторов форума.

Даже если федеральный центр решится на налоговое стимулирование проблемных территорий, произойдет это не скоро. Придется принять 10 новых законов и поправки в 110 действующих нормативных актов, подсчитал заместитель гендиректора по внешним связям Института макроэкономических исследований при Минэкономразвития Олег Соколовский.

Искать средства самостоятельно местным властям тоже непросто. Представители Внешэкономбанка заявили на форуме, что готовы хоть завтра рассмотреть заявку любого моногорода на кредит. Но нужны гарантии на федеральном или хотя бы на региональном уровне по возврату кредита. Гарантия должна охватывать не менее 20—30% от предполагаемого размера кредита, полагает директор департамента региональной политики ВЭБ Ханженкова.

Требования жесткие. «Но это неизбежно, учитывая большие риски невозврата кредита, ведь речь идет о проблемной территории»,

— говорит начальник управления по работе с финансовыми институтами Примсоцбанка Ольга Иващук.

Но деньги на реализацию инвестиционных проектов в регионах можно привлчеь иным способом. Причем, деньги не из бюджета, а частные. Через биржевую площадку. «Тут представитель одного из госбанков говорил о нехватке денег, а на самом деле денег полно, не хватает бизнес-идей», - убеждена предствитель ММВБ Элина Юрина.

Сейчас, когда правительство сокращает антикризисную поддержку регионов, важно внедрить механизм государственно-частного партнерства. Этот механизм вдвое снижает затраты при реализации социальных проектов, заявил «Газете.Ru» статс-секретарь — заместитель министра регионального развития Юрий Осинцев. В 10-15 пилотных регионах до конца года начнется реализация проектов по этой схеме, уточнил председатель правления НП «Центр развития ГЧП» Павел Селезнев. Планируется инвестировать в эти регионы порядка $2 млрд внебюджетных средств.
Они будут предоставлены российскими госбанками или негосударственными пенсионными фондами.

Впрочем, чиновники заявляют, что со временем они отладят все механизмы. «Вон в Англии, когда закрыли угольные шахты, правительство только за три года смогло выработать план поддержки. Мы же занимаемся этой проблемой только полтора года», — заявил «Газете.Ru» статс-секретарь — заместитель министра регионального развития Юрий Осинцев.

Пока же жителям проблемных моногородов, судя по всему, остается рассчитывать в основном на себя. Москва будет вмешиваться только в самой горячей ситуации — уровня Пикалево, дали понять федеральные чиновники.