Пенсионный советник

Экономия на пороге

ФАС хочет ужесточить закон «О госзакупках»

Ольга Алексеева, Рустем Фаляхов 15.09.2010, 21:27
ИТАР-ТАСС

ФАС намерена сделать закупки для государственных нужд более прозрачными. Госструктуры обяжут обосновывать стоимость закупок уже при цене контракта выше 10 млн рублей вместо нынешних 50 млн. Кроме того, исполнители заказа будут обязаны подтвердить свою финансовую состоятельность. Инициатива правильная, соглашаются эксперты, но оптимизировать исполнение госзаказов вряд ли получится.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступает с новыми инициативами по госзаказу. Ведомство планирует ввести обязательное финансовое обеспечение госзаказа с ценой контракта выше 10 млн руб., сообщает пресс-служба ФАС со ссылкой на начальника управления контроля за размещением госзаказа Михаила Евраева. Сейчас обеспечение обязательно только при цене контракта свыше 50 млн руб. Согласно закону «О госконтрактах», финансовое обеспечение в виде средств, зарезервированных на депозите, предоставляет исполнитель (поставщик) товаров или услуг. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Как выяснила «Газета.Ru», размер контракта в 10 млн руб. был согласован в рабочем порядке с Минэкономразвития. Было установлено, что у контрактов, превышающих эту сумму, как правило, увеличивается риск неисполнения госзаказа.

«Предложение о понижении цены контракта, требующего финансового обеспечения, до 10 млн рублей направлено на увеличение гарантий надлежащего исполнения контракта и экономию бюджетных средств. 10 млн — это уже приличная сумма, в ряде случаев для реализации такого контракта возникает необходимость в посредниках, поэтому риск неисполнения контракта повышается», — пояснила «Газете.Ru» заместитель начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС Татьяна Демидова. По ее словам, неисполнение контракта при отсутствии финансового обеспечения может повлечь потерю бюджетных средств, в то время как применение указанного способа защиты позволяет этого не допустить.

«Финансовое обеспечение помогает отбирать добросовестных предпринимателей для исполнения контракта и снижает риски разворовывания бюджетных средств», — согласен эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации» Петр Клюев.

Правда, сейчас

размер контракта на закупку имущества для госнужд фактически остается на совести самого госзаказчика. ФАС имеет полномочия контролировать лишь прозрачность процесса госзакупок, следит за тем, чтобы в ходе торгов не ущемлялись права конкурентов. Но предъявить госстуктурам претензию по поводу завышенной цены ФАС не вправе. Это прерогатива Счетной палаты и Генпрокуратуры. Но проверить обоснованность бюджетных расходов они смогут лишь после того, как торги состоялись, либо и вовсе по итогам календарного года.

Другая инициатива антимонопольной службы — поправки в законодательство, связанные с формированием начальной цены контракта. «Заказчик должен будет обосновать начальную цену контракта, объяснить, откуда он ее взял, почему он считает, что работа или услуга стоит именно столько», — объясняет Евраев.

Однако действенность инициатив ФАС вызывает у экспертов сомнение.

«Если бы конкурс на исполнение госзаказа проводился действительно честно и прозрачно, то никакого обоснования стоимости контракта не понадобилось бы. Цена контракта снизилась бы по итогам торгов. Последняя цена торгов и была бы рыночной. Но поскольку процесс госзакупок сейчас далек от совершенства, то завышение цены вдвое — обычное дело»,

— считает руководитель департамента госконсалтинга ООО «Бизнес решения» Алексей Калинин. Экономия бюджетных средств будет, но вряд ли она будет значительной: обосновать при желании стоимость госзакупок можно всегда, соглашается директор центра экономических исследований «BDO в России» Елена Матросова.Чтобы сбить цену контракта, необходимо еще больше формализовать процедуру госзакупок. «К конкурсной заявке должны быть приложены для изучения всеми желающими все необходимые расчеты по обоснованности цены. Обосновать цену можно несколькими способами — например, назвать цену аналогичного товара, которая фигурировала на торгах ранее, или вывести среднерыночную цену путем опроса нескольких поставщиков. Стоимость услуг достаточно точно рассчитывается, например, по нормочасам», — предлагает Калинин.

Экономию бюджетных средств дают лишь прозрачные и открытые процедуры проведения конкурсов и аукционов, солидарны эксперты. «А сейчас ситуация такова, что в большинстве случаев результаты и победители «конкурсов» известны заранее. Нужен постоянный мониторинг госзакупок, внедрение электронных процедур и разработка таких механизмов, при которых можно было бы устанавливать факты сговора», — говорит Клюев.

Впрочем, некоторые подвижки в этом направлении имеются. «Мы планируем упростить процедуру регистрации на электронных площадках: в будущем заказчик и предприниматель должны будут проходить аккредитацию только один раз для работы на всех 5 площадках», — сообщил Евраев. Он подчеркнул, что сейчас растет количество предпринимателей, участвующих в торгах. А увеличение конкуренции между предпринимателями за госзаказ повлечет за собой увеличение экономии бюджетных средств.

С 1 июля все федеральные заказчики обязаны размещать заказы в форме электронных аукционов на отобранных площадках. По состоянию на 15 сентября, прошло более 50 тыс. электронных аукционов, на площадках зарегистрировались более 30 тыс. предпринимателей. Общая сумма контрактов составила 255 млрд руб., средняя экономия — около 10%, или более 26 млрд руб., докладывает ФАС.