Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Это новый взгляд на деньги»

Режиссер Виктор Гинзбург об экранизации романа Виктора Пелевина «Empire V»

Ярослав Забалуев 10.02.2016, 08:31
Режиссер Виктор Гинзбург Валерий Шарифулин/ТАСС
Режиссер Виктор Гинзбург

Режиссер Виктор Гинзбург рассказал «Газете.Ru» об экранизации романа Виктора Пелевина «Empire V» и о том, как этот автор помогает осмыслить происходящее.

В 2011 году, вскоре после выхода на экраны фильма по роману Виктора Пелевина «Generation П», его постановщик Виктор Гинзбург объявил, что следующим проектом станет фильм по другому роману того же автора — «Empire V». Работа над картиной затянулась, а в конце прошлого года Гинзбург объявил сбор денег при помощи краудфандинговой платформы Planeta.Ru. На сегодняшний день он собрал 6 млн руб., причем вскоре установил рекорд единовременного взноса — в 5 млн руб. Сейчас режиссер почти готов приступить к съемкам долгожданной картины о том, как вампиры управляют нашим миром. Каким будет фильм и в чем ценность прозы Пелевина, Гинзбург рассказал «Газете.Ru».

— Первые новости об экранизации «Empire V» появились еще в 2012 году. Что происходило все это время?

— Я занимаюсь этим проектом уже четыре года. Вообще мне казалось, что после успеха «Generation П», который удачно прошел в прокате и собрал хорошую критику, мне будет легче экранизировать Пелевина. Это оказалось не так — сопротивление такое же, какое я испытывал с предыдущей картиной. «Это слишком сложно», «слишком интеллектуально», «дорого», «не будет понятно массовому зрителю» — аргументы противников остались теми же. В частности, мы подавали на государственную поддержку и получили отказ,

— Отказ как-то объяснили?

— Тем, что наш проект слишком коммерческий. (Смеется.) Но я не хочу жаловаться, тем более что найденный выход меня лично крайне занимает. То, что сейчас происходит с краудфандингом, — это не просто попытка собрать деньги, это способ собрать зрителей вокруг проекта. Вообще, открыв до определенной степени творческий процесс, став фактически прозрачным для зрителя, я обнаружил, что это и для меня самого очень интересно — не говоря уже о том, что заложенная в этом процессе игра сама по себе очень пелевинская штука. В практическом смысле мне открывается целый ряд возможностей, о которых я не думал.

Главного героя я нашел — его сыграет Павел Табаков, который честно прошел жесткий кастинг и окончательно утвержден, роль его.

Но есть проблема с главной героиней — мы хотим объявить кастинг по всему русскоязычному миру, чтобы пробовались не только профессиональные актрисы, но вообще все желающие. Дальше у нас будет голосование среди наших акционеров по исполнителям других главных ролей…

— Неужели эти результаты будут учитываться?

— Будут, хотя решающий голос, конечно, останется за мной. Но вообще участие зрителей в создании фильма, я надеюсь, будет расти. В ближайшее время помимо краудфандинга мы хотим начать компанию по «краудинвестингу». Это такая передовая финансовая технология, набирающая обороты на Западе, когда любой человек может стать равноправным инвестором в проект, через интернет. Мы будем первыми в России, кто это реализует в партнерстве с мощной интернет-платформой. Сейчас мы прорабатываем механику и надеемся выйти в течение месяца.

— А почему вы вообще решили экранизировать именно «Empire V»?

— Потому что это, конечно, сиквел «Generation П», где был сформулирован вопрос, кто же этим всем управляет? И вот однажды Пелевин появился у меня и положил мне на стол рукопись «Empire V» со словами: «Ответ здесь». Я отреагировал с некоторым ужасом, поскольку был погружен в съемки, и тут оказалось, что мне придется экранизировать еще один роман Пелевина. (Смеется.) Но по прочтении я понял, что ситуация безвыходная, эту историю надо продолжать.

Прежде всего потому, что она очень интересна сама по себе и построена вокруг необычного для русской культуры образа вампира.

В «Generation П» мы фактически создали новый тип русской мистической, галлюциногенной драмы, а «Empire V» и сериал по «Бэтману Аполло» — последней части трилогии — этот результат должны закрепить, представить окончательный переворот жанра вампирского кино. Я четыре года работал над сценарием и все это время занимался постоянным переосмыслением этой истории — у нее меняется контекст, постоянно требуется некоторый апдейт, но при этом сама идея книги совершенно не устаревает. Мы живем в мире, который испытывает определенный идеологический кризис — а как раз о нем и написан этот роман.

— Что вы конкретно имеете в виду?

— Мы сейчас остались в мире, лишенном гуманной философии. Фактически мы остались наедине с деньгами и их властью, и с этим надо каким-то образом разбираться. Вообще наш фильм дает определенный срез мировосприятия, очень по-русски сумасшедший. Фактически мы хотим представить людям новый взгляд на деньги. (Смеется.) По сути, несмотря на фэнтезийную составляющую, пелевинские романы, о которых идет речь, содержат очень точную и острую социальную критику — на уровне лучших голливудских образцов вроде «Матрицы» или «Бойцовского клуба». При этом критика эта выведена за рамки пошлого социально-политического дискурса, Пелевин предлагает ответ на вопрос «Что на самом деле происходит?» при помощи абсолютно законченной и понятной образной системы, через очень правильные эпизоды и слова. И очень интересно, как наш фильм срезонирует с событиями 2017 года, на который у нас намечена премьера.

— Сценарий сильно отличается от книги?

— По сути, разумеется, он не может сильно отличаться. Разумеется, при переводе романа в драматургическое измерение что-то меняется — диалоги, какие-то сюжетные повороты. Финальная дуэль, например, не будет поэтической дуэлью, как в книге, — это очень сложно экранизировать. Мы с Пелевиным придумали совершенно другую форму, которая намного более кинематографична и кровава. Однако по сути это, разумеется, Пелевин.

— То есть сценарий согласован с автором?

— А он не читает моих сценариев — и он совершенно прав, поскольку это абсолютно другая художественная материя. Другое дело, что, возможно, Пелевин сам когда-нибудь напишет сценарий — я знаю, что он размышляет на этот счет.

— Не секрет, что вы много лет живете в Америке. В связи с фильмом вы много времени проводите в России. Где вам сейчас нравится больше?

— Интереснее, безусловно, в России. Мне хочется делать эту картину именно здесь, я знаю, что здесь есть единомышленники, что меня здесь поймут. Здесь вообще, как ни странно, гораздо больше возможностей для творчества. Если бы я пришел с этим проектом на голливудскую студию, то сразу появились бы люди с калькуляторами, которые быстро пришли бы к выводу, что это очень дорогой артхаус, который можно запустить в производство, только если я уговорю на главную роль Джонни Деппа.

— Вы уже понимаете, как будет выглядеть фильм? Чего ждать зрителям?

— Да, конечно. Это фэнтезийный экшен, мне очень хочется показать совершенно другую, вампирскую Москву. В идеале я мечтаю сделать картину черно-белой — но, скорее всего, если это и случится, то в формате какой-то специальной режиссерской версии. В любом случае, картинка будет максимально приближена к черно-белому экспрессионизму. Разумеется, мне очень хочется полетать над Москвой. Есть там и превращения, и погружение в другие миры — все это мы хотим воссоздать максимально достоверно.

— Но это же наверняка дорого. Вы уже представляете примерный бюджет?

— Да, примерно 600 млн руб.

— А где будете делать графику?

— В основном, как ни удивительно, в России, притом что графики будет очень много. Здесь есть замечательные художники, некоторых мы нашли во время работы над предыдущим фильмом, хотя никакой стилистической связи между фильмами нет — за исключением пелевинского юмора, конечно. Но главный концепт-дизайнер проекта Алексей Тылевич — один из ведущих визуальных магов в мире, известный в том числе своей работой для Apple через свою компанию Logan.

— Несколько лет назад вы говорили, что снимать планируете в Берлине. Сейчас есть какая-то определенность? И когда собираетесь начать съемки?

— У нас есть предварительная договоренность со студией Бабелсберг, но нам хотелось бы сделать все в Москве, сейчас мы много над этим работаем. Съемки начнутся летом.

— С Пелевиным в последние годы произошел целый ряд метаморфоз, в связи с которыми от него отвернулись многие былые поклонники. Из сюрреалиста он превратился практически в социального критика. Как вам кажется, с чем эти изменения связаны?

— Сложно сказать. Мне вообще кажется, что он всегда был очень критически настроен и очень остро реагировал на происходящее в обществе. Это как раз то, что меня в нем всегда очень привлекало. Другое дело, что в последних книгах типа «Любви к трем цукербринам» он ушел в какие-то совсем эзотерические материи, но это его дело — он был и остается человеком, ищущим вдохновения, которое порой скрывается в самых неожиданных местах.

За себя могу сказать, что тексты Пелевина по-прежнему помогают мне осмыслить то, что происходит здесь и сейчас.

Причем это касается не только России, которая у него в книгах всегда метафора чего-то большего. Я помню, когда «Generation П» вышел в американский прокат, некоторые критики говорили, насколько точно фильм отражает их действительность — только как будто в кривом зеркале. «Generation П» был романом о наступлении виртуальной реальности, которая здесь и сейчас захватила весь мир. Пелевин один из немногих, кто помогает своими книгами сопротивляться этой виртуальной экспансии.