Лирики о физиках и не только

«Вселенная Стивена Хокинга» и еще 4 фильма об ученых

,
В преддверии выхода в прокат «Вселенной Стивена Хокинга», принесшей «Оскар» исполнителю главной роли Эдди Редмейну, «Газета.Ru» вспоминает, что лирики от кино снимали про физиков и других ученых.

«Девять дней одного года»

UPI

Моментальный слепок жизни физика-ядерщика Гусева, которого в экспериментах и приверженности прогрессу не останавливают даже смертельное облучение его учителя и полученная им самим доза радиации. Шедевр Михаила Ромма с Алексеем Баталовым, Иннокентием Смоктуновским и Татьяной Лавровой стал отражением шестидесятнического конфликта физиков и лириков и в то же время был смелым формальным экспериментом. Рабочим названием фильма было «365 дней», но в процессе работы режиссер решил выстроить фрагментарное, бесфабульное повествование, что для советского кино было новаторским решением. Эпизодическая структура повествования позволила показать Гусева в самые острые моменты важнейшего года его жизни, максимально выпукло показать его судьбу и характер, типичные для многих советских ученых-энтузиастов.

«Игры разума»

Байопик Джона Нэша, нобелевского лауреата в области экономики, роднят с «Вселенной Стивена Хокинга» два момента: на момент премьеры все герои были живы и к тому же сюжетом обоих фильмов является борьба с тяжелой болезнью. Правда, если боковой амиотрофический склероз диктует жанр мелодрамы, то параноидная шизофрения Нэша позволила режиссеру Рону Ховарду превратить биографию в эффектный триллер с участием спецслужб. Правда, в отличие от Эдди Редмейна сыгравший главную роль в «Играх разума» Рассел Кроу «Оскар» так и не получил.

«Укрощение огня»

UPI

История об авиаконструкторе Андрее Башкирцеве, ставшем первопроходцем советского ракетостроения, должна была выйти в прокат в 1971 году, к десятилетию полета Юрия Гагарина. Картина крайне внимательно изучалась цензурой, поскольку впервые открывала завесу тайны над святая святых советского ракетостроения. Сегодня уже всем очевидно, что в основе судьбы Башкирцева лежит биография Сергея Павловича Королева, а в его соратниках опознаются другие реальные персоны тех лет уровня маршала Дмитрия Устинова. Фильм был выпущен в 1972-м и по прошествии лет все еще смотрится безупречно, прежде всего благодаря невероятной игре Кирилла Лаврова.

«Дау»

UPI

Фильм, с точки зрения разных персонажей рассказывающий о физике-ядерщике Льве Ландау. Основой для сценария стали мемуары жены академика Коры Ландау. Работу над ним режиссер Илья Хржановский начал еще в 2008 году. При этом картина еще во время съемок стала предметом повышенного внимания, но так и не вышла в прокат — известно лишь, что в данный момент работа над фильмом заканчивается и что вдобавок к полнометражной картине будет выпущен большой телесериал. «Дау», вероятно, самый мегаломанский кинопроект в истории постсоветского кинематографа. Для съемок, проходивших в основном в Харькове, несколько кварталов города изменили свой облик, например вместо «Укрпошты» на городском почтамте была восстановлена советская надпись: «Почтамт». На месте заброшенного бассейна «Динамо» были выстроены огромная декорация Института физических проблем АН СССР и съемочный павильон. Более того, по мысли режиссера во время съемочного периода все артисты, постоянно задействованные в кадре, должны были проживать совместно, подчиняясь правилам внутреннего распорядка, принятого в ИФП. В главной роли снялся дирижер, музыкант, нынешний руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис.

«Вселенная Стивена Хокинга»

Идеальная с точки зрения слезоточивости история парализованного гения на уровне заявки вызывала понятный скепсис и обвинения в стремлении соответствовать оскаровской конъюнктуре. Во время просмотра все эти подозрения начисто рассеиваются и даже у самых сильных духом зрителей на глаза наворачиваются отнюдь не скупые слезы. В этом заслуга прежде всего режиссера Джеймса Марша, чей документальный фильм «Человек на канате» в феврале 2009 года удостоился «Оскара». Марш сумел не только соблюсти историческую достоверность, но и выдержать идеальную для такой картины интонацию, ни разу не сфальшивив и не ударившись в сантименты.