Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Фракийцы, дары приносящие

В Историческом музее открылась выставка «Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды»

В Государственном историческом музее открылась выставка «Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды», где представлены многочисленные раритеты, свидетельствующие о расцвете самобытной цивилизации по соседству с эллинской.

Когда именно народы, обобщенно называемые фракийцами, заселили территорию от Мраморного моря и Балканских гор до берегов Дуная и Днепра, в точности неизвестно. Во всяком случае, они жили здесь еще до появления греков на историческом горизонте: в «Илиаде» фракийцы упомянуты в качестве исконных обитателей соседних земель. Эллины считали их варварами, но вообще-то в античную эпоху это понятие не обязательно подразумевало дикость обычаев и неразвитость культуры. Достаточно было того, что фракийцы избирательно относились к культу олимпийских богов — одних почитали, на других не обращали внимания — и совсем не ценили демократию, предпочитая жить под властью царей-жрецов. Серьезными недостатками в глазах афинян и спартанцев выглядели также приверженность фракийцев верховой езде (Софокл называл их конелюбивыми) и привычка тамошней знати «украшать себя золотом, как женщины». Пожалуй, во всех этих критериях было больше снобизма, чем определения истинного варварства.

Но вот еще одно обстоятельство и впрямь принижало фракийцев: у них не существовало собственной письменности.

По этой причине узнать подробности их жизни мы можем двумя путями — или из греческих и римских письменных источников, зачастую страдавших поверхностными представлениями о чужом укладе, или посредством изучения материальной культуры. Образцы ее, порой выдающиеся, как раз и фигурируют сейчас на гастрольной выставке в Историческом музее. И конечно же, слово «золото» в заглавии экспозиции не следует понимать всегда буквально, хотя фракийские мастера действительно славились умением работать с этим металлом. Позолоченное серебро, бронза, железо, мрамор, керамика, кость на выставке представлены даже обильнее, и с исследовательской точки зрения такие изделия ничуть не менее ценны.

Среди древних фракийцев господствовали своеобразные представления о богатстве: почти все атрибуты власти и преуспеяния играли символическую роль, не являясь предметом товарно-денежных отношений. К примеру,

цари одрисской династии могли распорядиться своими сокровищами только так: подарить что-нибудь верному слуге, зарыть клад в качестве «фонда будущих поколений» или забрать инсигнии с собой в гробницу.

Преемник должен был накопить собственный монархический багаж, чтобы впоследствии использовать его по такой же схеме. Учитывая, что фракийские цари считались бессмертными потомками матери-земли, полноту их загробного существования обеспечивали разного рода ритуалы — и художественная индустрия работала в основном на эти задачи. Советскую песню «Спят курганы темные» с долей иронии можно было бы назначить неофициальным гимном фракийской цивилизации: почти все ее сокровища рано или поздно оказывались в погребальных камерах с насыпанными сверху холмами. Эта традиция уберегла тамошнюю материальную культуру от быстрого разграбления прямыми потомками и завоевателями, зато предоставила обширное поле деятельности современным гробокопателям. Конкуренцию археологам в Болгарии давно уже составили любители фракийского «андерграунда», и нельзя сказать, что официальные археологи выигрывают.

Больше четырех лет назад в московском Музее Востока проходила выставка «Спасенные сокровища Древней Фракии» из частного собрания Васила Божкова, болгарского олигарха и страстного коллекционера древностей. На протяжении долгого времени он выкупал у иностранных дилеров фракийские артефакты со смутным провенансом —

проще говоря, возвращал на родину сокровища, добытые из курганов черными копателями и уплывшие по нелегальным каналам за границы Болгарии.

Далеко не все в стране относились к его инициативе одобрительно, но в итоге пришлось признать: пусть лучше контрабандные ценности сконцентрируются в одних руках и окажутся доступны специалистам и широкой публике, нежели бесследно канут по отдельности в пучинах мирового антикварного рынка. Созданный Василом Божковым фонд «Фракия» принимает активное участие и в нынешней выставке, представляющей собой государственно-частное партнерство: в собственности олигарха находятся 127 предметов из показанных 317, остальными владеют Национальный исторический музей в Софии и ряд региональных музеев.

Что ж, было ради чего стараться и ученым, и нелегальным активистам. Экспозиция демонстрирует, что подкурганные фракийские закрома и впрямь полны чудес, уже оприходованных или ждущих своих открывателей. Несколько дистанцируясь от темы черной археологии, которая остается злободневной не только для Болгарии, но и для России (правда, у нас предпочитают не обсуждать ее с привлечением внимания общественности), отметим высокое музейное качество большинства предметов.

Особенно любопытно наблюдать, как происходило взаимное проникновение классической эллинской эстетики и варварских канонов.

Вспомнить хотя бы мифического музыканта Орфея, сына фракийского речного бога Эакра и музы Каллиопы. Все знают, как он спускался в царство мертвых на выручку своей жене Эвридике, но вообще-то для фракийцев Орфей был не героем-одиночкой, а настоящим богом, довольно строгим и брутальным. Не менее удивительным выглядит их отношение к Аполлону и Дионису: эти двое для фракийских царей исполняли роль проводников в вечную жизнь, но каждому в отдельности предназначался особый ритуал — или самоочистительный (Аполлону), или кроваво-жертвенный (Дионису). Вникая в такие подробности, осознаешь, откуда на самом деле взялась благородная, изысканная греческая мифология.

Фракийские варвары многое перенимали у соседей-эллинов (скажем, краснофигурную роспись на гидриях, пеликах, амфорах и ойнохоях), но инстинктивно держались своих корней, что чрезвычайно заметно и в деталях серебряной конской сбруи («конелюбивые» же), и в форме диадем с ожерельями, и даже в деталях персонального вооружения. Помните так называемый фригийский колпак — один из символов французской революции? Полуспиральный завиток головного убора в античности подразумевал освобожденного раба, а для фракийцев вкупе с фригийцами — национальную кожаную шапку, ставшую прообразом бронзового боевого шлема. Таковых на выставке представлено несколько.

Если судить о той эпохе с сегодняшних позиций, то даже странно немного, почему огромная популяция (по свидетельству Геродота, «самая многочисленная после индусов») с хорошими военными навыками и высоким уровнем ремесла и культуры не достигла доминирования в своем регионе. Фракийцы были вечными лузерами, впадавшими в зависимость то от персов, то от греков, то от кельтов и римлян. Разумеется, этому есть строгое научное объяснение: много враждовали между собой, вели бесконечные клановые войны — вот и поплатились протекторатами извне. Но, глядя на экспонаты выставки, задумываешься: может, фракийцы чересчур верили во всесилие ритуалов, в особую свою защищенность от земных невзгод благодаря правильным представлениям о жизни после жизни? Ведь и этруски были такими, из-за чего вчистую проиграли конкуренцию Риму, но ведь тот же Рим и насытили своими идеями… Абсолютно точных ответов на подобные вопросы не бывает, однако задавать их себе хочется. Выставка в ГИМ это стремление очень даже провоцирует.

Новости и материалы
Байден раскрыл подробности расследования дела о покушении на Трампа
Телефонные мошенники стали звонить россиянам от имени коммунальных служб
«Вечные химикаты»: литийионные аккумуляторы серьезно угрожают природе
Севастополь отражает атаку беспилотников
В России появился новый способ повышения урожая земляники
Два ведомства в РФ выступили против увеличения тарифов на электроэнергию для майнеров
Крымский мост перекрыли
Названы неочевидные симптомы аппендицита у детей
Стала известна новая подробность в деле крушения SSJ-100
Над Брянской областью сбили еще один украинский дрон
Подозреваемый в покушении на Трампа состоял в стрелковом клубе
У российских компаний растут траты на привлечение массового персонала
Король Чарльз и Камилла отменили поездку в Новую Зеландию из-за проблем со здоровьем
В Липецкой области упал беспилотник
Над Брянской областью уничтожили еще три украинских беспилотника
Стали известны подробности адаптационного курса для трудовых мигрантов
Названы неочевидные причины стресса россиян
Испанский футболист Родри стал лучшим игроком Евро-2024
Все новости