Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Бьют – значит любят

Фильмы 70-го Венецианского фестиваля похожи на своеобразный каталог разнообразных извращений

На 70-м Венецианском фестивале показаны новые работы американца Джеймса Франко, корейца Ким Ки-Дука, немца Филипа Грёнинга и другие фильмы, которые представляют современное кино каталогом извращений.

Когда в первый день Мостры, еще до официального открытия, публике в качестве аперитива показали фильм канадского альтернативщика Брюса Лабрюса «Геронтофилия», это вызвало лишь благожелательные улыбки. Главный герой – юный красавец, застенчивый и милый, а его пристрастие к мужчинам за 80 легко понять и простить. И любовь у них выходит по взаимному согласию, и дедушкам радость напоследок.

Однако эта легкая лирическая девиация оказалась лишь прелюдией к последующему набору извращений и ужасов, в которые с мазохистским наслаждением погрузился Венецианский фестиваль.

В очередном режиссерском опусе не по годам плодовитого Джеймса Франко «Дитя божье» бородатый дегенеративный отшельник-отщепенец убивает случайно оказавшихся в глуши девушек, а потом затаскивает в свою хибару и там предается с ними разнообразным утехам. Когда же дом сгорает, он начинает коллекционировать трупы в лесной пещере: там просторней. История некрофила, которому чудом удается уйти от наказания, рассказана языком гротескного анекдота: никого не жалко, потому что ничему не веришь. К слову, поставлен фильм по одноименному раннему роману выдающегося американского писателя Кормака Маккарти (автора «Старикам тут не место»). Специфика большинства его книг как раз в их принципиальной неэкранизируемости – недаром киноверсии культового «Кровавого меридиана» нет до сих пор; рассказанные там вещи слишком кошмарны для адекватного переноса на широкий экран. Впрочем, не для Джеймса Франко, который лезет вон из кожи, чтобы перестать быть в сознании зрителя «другом Человека-Паука» и превратиться в модного артхаусного автора.

Эта лесная страшилка – ничто перед другим конкурсным фильмом, работой грека Александроса Авранаса «Мисс Насилие».

Уже в первой сцене девочка выбрасывается из окна в день своего одиннадцатилетия, на что многолюдная семья реагирует подозрительно холодно.

В чем же дело – в выморочной эстетике «новой греческой волны» или чем-то похуже? Пожалуй, оба ответа верны. Хоть персонажи фильма и напоминают живостью своей мимики деревянных марионеток, их трагедиям запросто нашлось бы место на страничке «Срочно в номер» какого-нибудь популярного издания. Семейство не случайно состоит исключительно из женщин и детей, которые, в зависимости от возраста, зовут единственного патриарха, отталкивающего вида лысеющего мужчину с бородкой, то «дедушкой», то «папой». Да, вы правильно догадались: этот гад бьет и насилует всех своих родных, делая исключение только для малышей (потому девочка и покончила с собой в день рождения). Нагромождение ужасов не способно ни испугать, ни растрогать; только вызвать мимолетный приступ тошноты. И не так легко понять, в чей адрес – омерзительного героя или режиссера, резво тасующего самые расхожие карты фестивальной моды.

Однако «Мисс Насилие» — вовсе не дно падения: всегда найдутся те, кто постучит снизу. В Венеции-2013 в этой роли выступил триумфатор прошлого года, кореец Ким Ки-Дук.

На всякий случай отборщики вывели его новый опус «Мебиус» за границы конкурса — и правильно сделали: никому не захочется отвечать за инфаркт почтеннейшего Бернардо Бертолуччи, да и других членов жюри жалко.

В отличие от критиков, которых уже на раннем утреннем показе «Мебиуса» набрался полный зал. Смотрели, что называется, запоем, смеялись, аплодировали. Правда, все эти реакции были защитными. Судите сами: в первые пять минут фильма мать, подсмотрев за изменяющим ей отцом, пытается ночью подобраться к нему во сне и отрезать ножом член. Поскольку тому удается вовремя проснуться, она проделывает ту же операцию с сыном-старшеклассником, который был свидетелем преступления и не воспрепятствовал ему. Мучимый раскаянием отец кастрата решает отстрелить собственный член, но в последний момент, передумав, все-таки идет к доктору: тот отрежет орган аккуратно, чтобы потом можно было пришить его сыну. Меж тем оба главных героя экспериментируют в попытках получить оргазм без, казалось бы, необходимой для этого части тела. Выясняется, что достаточно воткнуть в себя поглубже нож и повертеть его туда-сюда или содрать кожу до крови каким-нибудь камнем, чтобы стало по-настоящему хорошо. Это, заметьте, только завязка.

Альтернативные способы получения оргазма – отличная метафора для описания того, что творится с авторским кино сегодня.

Традиционное больше не возбуждает никого: приходится прибегать к экстриму, все менее правдоподобному и все более абсурдному. Так, в «Мебиусе» жестокости через край, а диалогов нет вовсе, даже когда они напрашиваются: выпендриваться – так на всю катушку. Пусть старик Фрейд крутится в своей тесной могиле, роняет кровавые слезы и мечтает с того света отменить инициированную сто лет назад реформу сознания – все тщетно. Ким Ки-Дука и сотен его более мелких последователей уже не остановить.

Последствия плачевны. Нет-нет, речь не о падении нравственности, об этом пусть горюют депутаты Госдумы (эх, запихнуть бы их разок в Венецию или Канны, пусть узнают, почем фунт лиха). Насилие из темы для философского осмысления превращается в банальный прием, к которому режиссеры «фестивального пула» прибегают так же часто и бездумно, как режиссеры коммерческие – к компьютерной графике или 3D.

Единицам удается уйти от экранной жестокости как самоцели или эффектного трюка, поднявшись над общим уровнем.

На 70-м Венецианском фестивале это сделал немецкий режиссер Филип Грёнинг, чей фильм «Жена полицейского» стал главным откровением конкурсной программы. Режиссер, снимающий крайне редко, восемь лет назад прославился документальной лентой о монахах-картезианцах «Великое безмолвие». Его новая работа – игровая, хотя готовился он к ней, как к документальной, записав десятки интервью с женщинами, жертвами домашнего насилия. Муж бьет жену – подумаешь, драма! На фоне отрезанных и съеденных (да-да) членов, массовой некрофилии и инцеста с малолетними – сущий пустяк. Но именно Грёнинг добился ощущения подлинности в своем трехчасовом, тихом, элегическом по настроению и практически лишенном непосредственно сцен жестокости фильме.

«Жена полицейского» разбита на 59 маленьких, в среднем длящихся по паре минут, частей, причем каждую предваряет затемнение с двумя титрами: «Конец семнадцатой главы. Начало восемнадцатой главы», «Конец восемнадцатой главы. Начало девятнадцатой главы» и так далее. Во время этих пауз Грёнинг буквально заставляет зрителя сделать шаг назад, прервать процесс самоидентификации с героями, увидеть их со стороны – и проникнуться сочувствием подлинным, а не манипулятивно исторгнутым из тебя режиссером-умельцем. По этой же причине в фильме нет музыки, если не считать детских песенок, исполненных по памяти, с запинками и ошибками, главными героями.

Там много чего еще нет: например, отчетливого сюжета.

Действие разворачивается медленно и, как кажется поначалу, никуда не ведет. Просто будни из жизни молодого полицейского, его жены-домохозяйки и их дочки. Папа пришел с работы, папа спит – он устал. Обед, все за столом. Прогулка, пикник. Купание в ванне. Ночь, опять утро. Если хороший голливудский сценарий не содержит ни одной случайной сцены – каждая или двигает вперед интригу, или как-то раскрывает характеры, – то в «Жене полицейского» случаен каждый эпизод. Это и дает удивительное чувство длящейся повседневности, избегающей драматических поворотов и основанной на повторении привычных ритуалов.

Кто-то уже закономерно сравнил фильм Грёнинга с произведением актуального искусства.

Как абстрактную живопись – тревожную и по-своему прекрасную – можно расценивать синяки, которые где-то к середине просмотра начинаешь все чаще замечать на теле героини.

Кожа чернеет на глазах, пространство провинциальной идиллии ест раковая опухоль тревоги и страха, за которым угадывается невидимое насилие. Оно подано здесь как неотъемлемая часть любви, ее оборотная сторона: там, где есть место близости и теплу, всегда рискуешь сгореть на костре безумия. Альтернатива – коротать свой век одному (самый загадочный персонаж фильма – безымянный старик, о котором мы не знаем ничего), и тогда ничто и никто не будут тебе угрожать. Останется покой – и медленное равномерное умирание. Глубокий и безнадежный анализ состояния души современного человека сближает фильм Грёнинга с лучшими работами Михаэля Ханеке, Ульриха Зайдля или Ларса фон Триера. За тем исключением, что он – не столько литератор-концептуалист, сколько художник, самостоятельно снимающий свои фильмы и намеренно обходящийся во время съемок без фиксированного сценария.

Вольтер видел спасение от агрессии внешнего мира в возделывании своего сада. Жена полицейского и ее дочь выламывают в своем дворике две каменные плиты, чтобы устроить там крохотный сад: сажают семена, поливают первые ростки, пестуют дождевых червей. Как выясняется, и в таком интимном саду, которым со стороны кажется семейная жизнь, порой прорастают сорняки. Кино вряд ли поможет от них избавиться, но хотя бы предупредит.

Новости и материалы
В ДНР считают, что дальнобойные ATACMS не помогут ВСУ
Украинцы призывного возраста больше не смогут получить загранпаспорта за пределами Украины
Директор Медиалиги Кортава рассказал, благодаря кому вылечился от рака
Россияне распробовали смартфоны Oppo
В МИД РФ прокомментировали передачу США Украине ракет ATACMS
Губернатор Курской области рассказал об атаках со стороны ВСУ
В Подмосковье на лавочке нашли плачущего грудного ребенка
Подносова прокомментировала грядущие изменения в судебной системе
«Они дотягивают до самых вершин»: Тарасова выбрала лучшую российскую пару фигуристов
В Госдуме заявили о засилье мигрантов в Мариуполе
Названы города России с самым быстрым интернетом
Российская пенсионерка отдала целительницам на улице 770 тыс. рублей
Стало известно, что решит судьбу матча ЦСКА — «Спартак»
Венгрия поддержала мирный план Китая по урегулированию ситуации на Украине
Несовершеннолетнего пранкера в Дагестане будут судить за призыв к терроризму
Байден поручил выделить $145 млн Украине по линии Госдепа
Экс-тренер ЦСКА заявил, что ему стыдно смотреть на игроков «Спартака»
Защитника «Лос-Анджелес» Гаврикова сравнили с Макдэвидом и Драйзайтлем
Все новости