Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Невозможно творить в вакууме»

Лидер группы New Order Бернард Самнер рассказал «Газете.Ru» о московском концерте, любви к синтезаторам и месте Манчестера в музыке

В пятницу, 28 июня, в Москву приезжает группа New Order, основанная участниками легендарной Joy Division незадолго до самоубийства лидера последней — Йэна Кертиса и ставшая одной из главных групп так называемой «манчестерской волны», соединившей рок-культуру с танцевальной музыкой. Перед московским концертом в клубе Stadium.Live лидер New Order Бернард Самнер рассказал «Газете.Ru» о месте Манчестера на карте Британии, значении путешествий в Америку для сознания музыканта и о том, почему не будет исполнять в Москве самые новые песни.

— Есть мнение, что группа New Order во многом и нанесла Манчестер на музыкальную карту мира. Вы с этим согласны?

— Знаете, я думаю, что это скорее Манчестер поместил нас на музыкальную карту мира. Все-таки музыку в очень значительной степени формирует окружение. Я всегда находил весьма занятным то обстоятельство, что Beach Boys вышли из Лос-Анджелеса, Kraftwerk — из Дюссельдорфа, Chic — из Нью-Йорка, ну а из Манчестера — Joy Division и New Order. Это кое-что говорит о гении места, не правда ли? Сейчас Манчестер существенно изменился, но в те годы был классическим промышленным городом — очень мрачным. Тут практически ничего не происходило — а когда снаружи ничего не происходит, тебе только и остается что вглядываться внутрь себя и полагаться на собственное воображение.

— И что, это воображение подсказало вам, условно говоря, соединить рок с танцевальной музыкой? Поправьте, если я ошибаюсь, но похоже, что до появления New Order это были два практически не пересекающихся, абсолютно разных мира.

— Нет, вы абсолютно правы. Я думаю, что большую роль в том, что мы к этому пришли, сыграли путешествия. Во времена Joy Division у нас почти не было денег, и максимум, куда мы могли выехать, — это Западная Европа: Голландия, Франция, Германия. А с New Order мы отправились в Штаты и там много ходили по клубам, в которых звучала и черная музыка, и соул, и британский панк, и главное — все это вперемежку. Думаю, это и открыло нам глаза. И кроме того, большое значение имел технологический прогресс. Я вообще всегда был неравнодушен к разного рода техническим штукам — к электронике, синтезаторам, компьютерам. Мне всегда хотелось делать музыку, которая звучала бы современно, — и танцевальная музыка здесь подходила намного лучше, чем рок-н-ролл, который весь вышел из 1950-х. Хотя рок-музыка мне, конечно, тоже нравится.

— А легко ли было в танцевальной музыке найти место для традиционной электрогитары? Это же все-таки ваш первый инструмент.

— На самом деле даже во времена Joy Division мы использовали в студии массу синтезаторов, причем многие из них я сам и сконструировал из подручных материалов, потому что мы не могли себе позволить купить фабричный. А на первом альбоме, «Unknown Pleasures», появился сэмплер. Причем мы были в этом во всем совсем не одиноки: послушайте, например, записи Игги Попа или Дэвида Боуи тех же лет — «Lust for Life», «Idiot», «Low», «Heroes». Они экспериментировали с сочетанием электроники и живых инструментов: иногда просто играли одновременно и на гитарах, и на синтезаторах, а иногда пропускали гитару через синтезатор, получая на выходе совершенно иной, искаженный звук. Это все, конечно, было весьма непросто — но мы в какой-то момент тоже нашли способ совмещать одно с другим, и оно того стоило.

— Провокационный вопрос: ожидали ли вы, что New Order станут настолько популярны?

— Если честно, когда мы записывали «Blue Monday» (пятый, ставший чрезвычайно популярным сингл New Order, вышедший в 1983 году. — «Газета.Ru»), то просто кайфовали от того, что наконец-то технология позволяет нам делать музыку, которую мы всегда хотели делать. Если не ошибаюсь, мы в этой песне использовали вторую в мире цифровую драм-машину — Oberheim DMX. И я был полностью поглощен всей этой электроникой, только и думал о том, как подключить один прибор к другому, а другой — к третьему. А потом бац — и «Blue Monday» стала суперхитом. Но я все же склонен, опять-таки, благодарить за это наши гастроли. Потому что в этой песне отразилось все то, что я в то время слушал, а слушал я пластинки, которые мне дарили в Берлине или Нью-Йорке. Мне кажется, любой творческий человек немножко похож на губку: нельзя творить в полном вакууме. Это, в конце концов, касается даже академических композиторов, которые постоянно по-своему интерпретировали произведения друг друга. Ты не можешь начать полностью с нуля: всегда есть какие-то истоки, какие-то точки опоры.

— Вы постоянно говорите о технологии. А сейчас вы такой же техногик? Следите за новинками в области звукозаписи?

— О да, но сейчас это в основном компьютерные программы, а не железяки, как раньше. Недавно меня пригласили на одну телепередачу и попросили взять с собой синтезатор, на котором была сочинена басовая линия в «Blue Monday». Удивительным образом в тот конкретный вечер он даже заработал — но вообще-то на большинство винтажной техники никогда нельзя положиться. Поэтому раньше наша студия выглядела как музыкальный магазин — повсюду сплошные синтезаторы и прочие устройства. Но теперь я могу все делать на компьютере, а поскольку я абсолютно несентиментален, то от всякой старой техники потихоньку избавляюсь. Извините, я знаю, что это звучит очень неромантично (смеется).

— А вот часто говорят, что компьютеры и всякий современный софт не могут в полной мере заменить живые инструменты. Это что, неправда?

— Знаете, я на это смотрю так: я — композитор, компьютер — дирижер, а программы, которыми ты пользуешься, — это музыканты в оркестре. Очень способные и очень послушные музыканты — делают все, что ты захочешь: звук можно и растянуть, и сузить, и поднять на тон, и опустить на тон, и все одним движением мышки. Он становится практически пластилиновым! Разве это не здорово? К тому же, понимаете, есть два типа музыкантов: одни все время играют на инструментах, а другие скорее композиторы — музыка просто в один прекрасный миг приходит им в голову, а вовсе не рождается в процессе импровизации. Я как раз из таких, поэтому компьютер для меня — необычайно мощное подспорье. С другой стороны, разумеется, если вы закладываете в него мусор, то и на выходе будет мусор. Так что обращаться с компьютером не проще, чем с гитарой, синтезатором или скрипкой: он не напишет за тебя трек. Это все равно прерогатива человека. Причем если мы говорим о музыке, которая собирается остаться надолго, по-настоящему поселиться в сердцах слушателей, то она должна и идти от сердца — даже если сыграна с помощью компьютера. Только так она сможет вызвать эмоциональный отклик.

— New Order как раз пишут новую музыку, не так ли?

— Да. Мы сейчас на той стадии, когда мне нужно сесть и написать текст и вокальные партии. Это всегда самое сложное. Я собирался заняться этим вчера, но был такой ясный солнечный день, что даже думать об этом не хотелось. А сегодня я целый день даю интервью. Может, к вечеру заставлю себя, не знаю. Я вообще предпочитаю заниматься этим вечером и ночью — ведь когда ты размышляешь над текстом, то как будто бы грезишь, видишь сны. Так что утром это делать невозможно: ты и так всю ночь спал, и снова погружаться в это состояние совсем не с руки. Утро — для практических дел: отвечать на письма, делать звонки, можно за едой в магазин выйти. А вот часов в семь вечера уже можно откупорить бутылочку вина и подумать над текстами. Да, пожалуй, этим и займусь после того, как мы с вами договорим: все равно за окном дождь, и делать больше нечего.

— Судя по тому, что вы рассказываете, ждать, что вы сыграете новые песни в Москве, не приходится?

— Нет, они еще не будут готовы. Но, возможно, мы сыграем несколько треков с недавно вышедшего диска «Lost Sirens». Там какая история: когда мы выпустили предыдущий альбом, «Waiting for the Siren's Call», то сразу же стали сочинять и новый материал. И сочинили кое-что — но потом это пришлось положить на полку из-за наших личных проблем внутри группы (музыканты ансамбля в пух и прах рассорились с бас-гитаристом Питером Хуком, недавно приезжавшим в Москву в составе проекта Peter Hook & the Light и, кстати, игравшим на концерте несколько песен New Order. — «Газета.Ru»). Но потом в какой-то момент материал все-таки получилось довести до ума, и он наконец вышел. Мы только что вернулись из Америки, где играли кое-что с этого диска, — вроде всем понравилось. А что касается новых песен, боюсь, нам потребуется еще месяцев пять, чтобы их доделать. Просто весь прошлый год мы были в разъездах — а теперь вернулись и вроде собирались плотно заняться новой пластинкой. Но знаете, когда вы надолго уезжаете, а потом возвращаетесь, то на столике у двери скапливается куча почты, всяких счетов, которые нужно оплатить… Или вот в автосервис пора съездить, кое-что в машине починить. В общем, приходится заниматься всяким дерьмом, о котором ты не думаешь на гастролях. Так что не все так просто. Но идей у нас много — штук пятнадцать точно! Правда, одно дело — идеи, а другое — готовые песни. Это как из наброска сделать полноценное полотно — не всегда легко получается. Особенно когда доходит до этих чертовых вокальных партий!

— Хорошо, новых песен не будет — но на бис-то вы выйдете? А то в свое время группа New Order была известна тем, что никогда не выходила на бис.

— Ха-ха, откуда вы знаете? Да, было такое дело. Но знаете, пару раз это привело к самым настоящим бунтам среди зрителей. И мы поняли, что это не очень круто, — и с тех пор обычно выходим на бис. И уж, конечно, выйдем в России — это же наш первый приезд, я его жду с нетерпением. Даже не знаю, к чему готовиться, если честно. Хотя я давно дружу с музыкантами Pet Shop Boys, а они настоящие фанаты России и часто к вам приезжают. Так что, думаю, все будет хорошо. Еще я знаю, что Санкт-Петербург — очень красивый город, ну и, понятное дело, я видел Кремль по телевизору. Но вообще-то мне больше хочется повстречаться с людьми — это люди придают городу его атмосферу, а вовсе не здания.

— Последний вопрос: вы озабочены проблемой актуальности? Вы ставите перед собой задачу непременно оставаться актуальным — или это все глупости?

— Не то чтобы мы прямо ставили такую задачу — но оно само так выходит, не правда ли? Не знаю уж почему, но на наши концерты всегда приходит много народу, причем разных возрастов. Я спрашиваю 17- или 18-летних зрителей на концертах: что вы вообще тут делаете? И выясняется, что у кого-то старшая сестра всю жизнь слушала New Order, а у кого-то уже, наверное, и родители. Вообще не сочтите за бахвальство, но разные люди мне много раз говорили, что мы в каком-то смысле сочинили саундтрек их жизни. Понятия не имею, как нам это удалось, но, видимо, это так и есть. Прошлой осенью мы выступали в Мехико на фестивале, и пришла толпа в 50 000 человек. Я бы поражен: мы никогда в жизни раньше там не выступали, мы не давали никаких интервью, по-моему, даже наши пластинки там не издавались. Кто все эти люди, откуда они? Может быть, это и есть лучший способ остаться актуальным — не давать концертов, не соглашаться на интервью и не выпускать альбомы; тогда люди просто не узнают, как плоха твоя музыка (смеется). Но на самом деле, конечно, это потрясающе, что наши песни популярны в разных странах и среди разных поколений. Здорово, когда о тебе не забывают.

Новости и материалы
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
В Литве призвали готовиться к тому, что пакет помощи Киеву от США окажется последним
В аэропорту Кишинева, куда прибыл рейс с Гуцул, объявлена эвакуация
В Китае нашли самую большую и богатую гробницу правителя древнего царства Чу
Почти все современные ПК на Windows рискуют получить метку об устаревшем железе
«Реал» запретил Мбаппе участвовать в Олимпиаде
Муж главы Гагаузии сообщил, что с супругой нет связи после ее прилета в Кишинев
Названы решающие матчи Джикии для продолжения карьеры в «Спартаке»
Губерниев пожелал Валиевой овладеть тремя профессиями
Старая Nintendo DS оказалась у японцев популярнее PlayStation 5
Все новости