Попытки распространить интерес или хотя бы любопытство в отношении современного искусства за пределы двух столиц производятся все чаще, однако нельзя сказать, что они приносят ошеломляющие результаты. Причин этому немало, в том числе объективных. Вспомнить хотя бы о структурном устройстве жизни в российской провинции, где без санкции властей буквально муха не летает.
В такой ситуации едва ли не единственный способ популяризации прогрессивных художественных трендов заключается в том, чтобы заинтриговать начальство, что далеко не всегда достижимо.
Но вот в Екатеринбурге, к примеру, это получилось: два года назад в городе состоялась премьера Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Событие, изначально понимаемое как международное, должно было, во-первых, способствовать подтверждению места Екатеринбурга на культурной карте планеты, а во-вторых, разнообразить существование уральских горожан.
Первая биеннале, курируемая Екатериной Деготь и проходившая под девизом «Ударники мобильных образов», этому самому населению запомнилась, но едва ли перевернула массовое сознание. Для глубинных изменений в сфере культурных приоритетов одной выставки, понятное дело, недостаточно. А чтобы продолжить процесс, требовалось заново всколыхнуть энтузиазм в руководстве области. Комиссар биеннале и директор Уральского филиала ГЦСИ Алиса Прудникова с этой непростой задачей совладала. Хотя без сбоев все равно не обошлось: скажем, даже благословение властей не помогло наладить сотрудничество со знаменитым «Уралмашем».
Да и вообще, индустриальный акцент, зафиксированный в названии биеннале, в этом году выражен не слишком интенсивно. Проникновение современного искусства на промышленные территории дается чересчур большими усилиями. Вместо экспансии на заводы и фабрики нынешняя тактика предполагает использование любых возможностей, какие только представятся.
Соответственно, провозглашен и новый девиз биеннале — «Индустрия смыслов».
Основным проектом в этом году занималась Ярослава Бубнова — бывшая наша соотечественница, живущая в Болгарии и входящая в международную кураторскую обойму. Для участия в центральной выставке (как и два года назад, она устроена в помещении типографии «Уральский рабочий») были приглашены три десятка авторов из нескольких стран. Следует констатировать, что интернациональных звезд первой величины среди них не наблюдается, но художники маститые, с заслугами и репутацией, все же представлены: упомянем хотя бы словенскую арт-группу IRWIN или испанку Кристину Лукас. Преобладают в этом списке, разумеется, наши соотечественники: здесь и «Синие носы», и Ирина Корина, и Анна Ермолаева.
В качестве заглавия основного проекта выбрана цитата из Иосифа Бродского «Самое себя глаз никогда не видит».
Одна из возможных коннотаций этого поэтического утверждения подразумевает, что людям труднее всего бывает осмыслить современность, текущую ситуацию. Здесь и пригождается нестандартное художественное мышление. Кураторская идея, в принципе, понятна, но от концепции до реализации всегда имеется некоторая дистанция, требующая преодоления вручную.
Уральские условия в этом смысле нельзя назвать идеальными. Организационные проблемы (среди которых на первом месте стоят взаимоотношения с таможней) не позволили проекту воплотиться в том виде, какой предполагался.
На выставке сейчас отсутствуют, например, фотографии Бориса Михайлова, инсталляция коллектива Slavs and Tatars и некоторые другие объекты из-за границы — возможно, на днях они все же займут свое место в экспозиции.
Хватает и более мелких накладок, в основном связанных с неприспособленностью уральской инфраструктуры к нуждам современного искусства. Ну и ограниченность бюджета дает о себе знать. Хотя 18 млн рублей казенных денег и 6 млн спонсорских в сумме образуют вроде бы немалые средства, однако по меркам международного арт-процесса цифра выглядит отнюдь не гигантской. Чтобы укладывается в нее без видимых изъянов, нужна сноровка. Екатеринбургу пока лишь предстоит таковую приобрести.
Нынешняя биеннале характеризуется еще и обилием сопутствующих сюжетов, причем ряд из них реализован за пределами Екатеринбурга. Программа так называемых арт-резиденций включает в себя проекты, привязанные к объектам в Нижнем Тагиле, Верхотурье, Дегтярске, Первоуральске и других городах Свердловской области. А в самой уральской столице помимо основного проекта вскоре должны открыться еще и несколько специальных.