Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

В Канне не только дедушки

Во Франции открывается Каннский кинофестиваль

Во Франции открывается Каннский кинофестиваль — мировой киносмотр номер один, крупнейший кинорынок и ярмарка тщеславия, регулярно дающая ответ на вопрос об киноожиданиях года.

Есть режиссеры, достигшие высшей точки карьеры, но на пенсию идти не готовые. Именно в этом положении находится Михаэль Ханеке с его новой картиной «Любовь». За прошлый опус «Белая лента» он сперва получил заслуженную «Золотую пальмовую ветвь» из рук Изабель Юппер, а затем эта картина на нескольких «еврооскарах» была признана фильмом года. Новое кино Ханеке о романе престарелых супругов-музыкантов разыгрывают былые суперзвезды европейской кинолирики, Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива. Обоим за восемьдесят. Мелькнет и непременная Юппер в небольшой роли дочки, но это кино все-таки не про нее, а про другую пианистку.

Как превзойти собственный рекорд, что может стать пронзительней ледяной трезвости «Белой ленты», ее беспощадности и безграничного сострадания? Это вопрос.

Высшая точка Кена Лоуча была чуть раньше и тоже отмечена каннской «пальмой»: многие его картины после «Ветра, который качает вереск» были откровенно проходными. Вернется ли в строй британский ветеран гуманистического соцреализма с «Долей ангела», снятой при участии непрофессиональных актеров? И на каком свете сейчас еще один «пальмоносец», крестный отец иранского неореализма Аббас Киаростами, после «Вкуса черешни» увлекшийся формалистическими экспериментами? Сняв в Италии изысканную историю псевдолюбви «Заверенная копия», он отправился в Японию,

где сделал кино о встрече зрелого мужчины и студентки-проститутки — оно называется «Как будто влюблен».

Совсем непонятно, чего ждать от Алена Рене, 89-летнего патриарха, по последним камерным комедиям которого никак не восстановить монументальной поэзии фильмов «Хиросима, моя любовь» и «В прошлом году в Мариенбаде». Новый опус носит вызывающее название «Вы еще ничего не видели», в основе сценария лежит вечно прекрасная «Эвридика» Жана Ануя.

Тем, кто моложе, еще сложнее. Мизантропа Ульриха Зайдля многие всерьез считают гением, но два игровых фильма этого австрийского джентльмена, «Собачья жара» и «Импорт/экспорт», культового статуса так и не обрели, а его документальные шедевры остаются достоянием немногих. Рядом с именитым соотечественником Ханеке в одном конкурсе ему придется нелегко, а у них еще и фильмы к тому же называются почти одинаково, правда, зайдлевский «Рай: любовь» снят на иную тему — о сексуальном туризме.

Вдобавок у Зайдля трудная история отношений с нынешним президентом жюри Нанни Моретти.

Однажды тот уже воспротивился награждению «Собачьей жары» главным призом, будучи во главе венецианской судейской комиссии, и предпочел ей благодушную индийскую комедию.

Из других любителей жесткостей — соучредитель датской «Догмы-95» Томас Винтерберг, сразивший Канн полтора десятилетия назад своим дебютом «Торжество», посвященным деконструкции буржуазной семьи. Те же темы возвращаются на новом уровне в картине «Охота», где главную роль сыграл секс-символ скандинавского кино Мадс Миккельсен.

Остальные режиссеры среднего поколения — француз Жак Одиар, итальянец Маттео Гарроне, румын Кристиан Мунджиу, таец Апичатпонг Вирасетакун — получали в Канне серьезные авансы: у двух первых по Гран-при, у вторых по «Золотой пальмовой ветви». Пришло время платить по счетам и как-то возвращать кредит доверия. Пока что трейлер одиаровской мелодрамы о парализованной дрессировщице косаток «Ржавчина и кость» выглядит подозрительно сентиментально. А синопсис драмы «За холмами» Мунджиу намекает на ту же сюжетную структуру, что и в его нашумевших «4 месяцах, 3 неделях и 2 днях»:

в новом фильме румына две подруги выясняют, кто чего стоит, в стенах монастыря.

Гарроне после «Гоморры» продолжает срывать покровы с современной итальянской реальности: собственно, его фильм о телевидении так и называется — «Реалити». Духовидец Апичатпонг скромно выступает вне конкурса с часовым фильмом-эссе «Отель «Меконг».

В той же внеконкурсной программе «Ты и я» — первый за долгие годы опус великого Бернардо Бертолуччи. Он снова, как и в «Мечтателях», снял юных актеров-дебютантов в истории о пробуждении и воспитании чувств.

С возрастом мэтр все пристальнее исследует психологию молодости, но старческого брюзжания в этом не чувствуется. Полон энергии и канадский корифей Дэвид Кроненберг, чей провокационный манифест XXI столетия «Космополис» должен сменить размеренную декадентскую летаргию недавнего «Опасного метода».

В экранизации нашумевшего романа Дона Делилло о молодом миллиардере и его манхэттенской одиссее главную роль сыграл Роберт Паттинсон.

В Канне новую актерскую жизнь попытается начать не только эта звезда «Сумерек», но и его партнерша Кристен Стюарт, сыгравшая в долгожданной киноверсии культового романа Джека Керуака «В дороге», которую осуществил бразилец Вальтер Саллеш.

Каннская программа обещает многое. Для поклонников американского кино в конкурсе — «Газетчик» модного Ли Дэниэлса (с невероятной Николь Кидман в роли женщины легкого поведения) и «Мад» Джеффа Николса, чье сюрреалистичное «Укрытие» стало мини-сенсацией прошлогоднего Канна. Для взыскательных любителей австралийского кинематографа — криминальные картины Джона Хиллкота «Вне закона» (опять по сценарию Ника Кейва) и Эндрю Доминика «Ограбление казино» (опять с Брэдом Питтом). Ну а для фанатов Азии — картины тезок-корейцев Има Сан-Су и Хона Сан-Су. Фильм Има, известного броскими жанровыми экспериментами, называется «Вкус денег», а зараженный европейской хандрой западник Хон снял в своей ленте «В чужой стране» саму Изабель Юппер.

Наиболее интересных сюрпризов стоит ждать от режиссеров, отрицающих каждым своим фильмом любые известные науке категории.

Леос Каракс снял картину с безумным заголовком «Holy Motors» после тринадцатилетнего молчания; до сих пор не умолкают споры о том, была ли его предыдущая работа «Пола Икс» нерасшифрованным откровением или претенциозной лабудой и что имел в виду гений-затворник едкой короткометражной киношуткой «Дерьмо». В главных ролях рядом с альтер эго Каракса, фактурным акробатом Дени Лаваном, засветились Ева Мендес и Кайли Миноуг. Вне общих игр и тенденций наш строгий соотечественник Сергей Лозница, осмелившийся затронуть древние этические противоречия в экранизации Василя Быкова «В тумане».

Военные эпизоды предыдущей игровой ленты именитого документалиста, «Счастья моего», уже повлекли за собой обвинения в русофобии и прочих страшных грехах. Лозница продолжил, судя по всему, в том же духе.

Отдельная интрига связана с мексиканцем Карлосом Рейгадасом. Каждый из его предыдущих фильмов — «Япония», «Битва на небесах», «Безмолвный свет» — вызывал в Канне как восторги, так и возмущение, за режиссером закрепилось амплуа непризнанного гения, и его новая работа «Post Tenebras Lux» может оказаться весьма вероятным претендентом на «Золотую пальмовую ветвь» этого года: он один из немногих конкурсантов, которых Канн еще может «открыть» для более или менее широких зрительских масс. Хотя и наш Лозница в том же положении, а русское кино о Второй мировой на фестивалях ценят особенно высоко: ведь «Иваново детство» получало главный приз в Венеции, «Восхождение» — в Берлине, а «Летят журавли» — в Канне. Так что на сей раз есть реальный смысл болеть за наших. Разумеется, для тех, кто готов считать «нашим» Лозницу.

Новости и материалы
В ЦБ описали сценарий повышения ключевой ставки
Звезда «Кухни» показал подросшего сына от Татьяны Арнтгольц
Правительство поддержит ипотеку на новых территориях и Дальнем Востоке
Оппозиция уверена, что Украина превращается в милитаристскую автократию
Суд изберет меру пресечения журналисту Forbes Мингазову в субботу
Названа дата суперфинала Кубка России по футболу
На Камчатке спасатели выехали на поиски людей в Охотском море
Мама спасшего людей в «Крокусе» подростка рассказала о звонке из администрации президента
Министр обороны Ирана рассказал о новом уровне отношений с Россией
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Правительство РФ предложило применять оружие против должников
Названы минусы внедорожника Lada Niva Travel
Названо лучшее вино для употребления с шашлыком
Нарколог Исаев: к шашлыку лучше взять безалкогольное красное вино
Шойгу рассказал об интересах России в отношениях с Пакистаном
Российский посол предупредил о возможной провокации Киева с отравляющими веществами
Девушка попала в реанимацию, выпив в аэропорту кофе из автомата
«Мебель дрожала»: жители Туапсе рассказали о землетрясении
Все новости