Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дайджест военных действий

В Музыкальном театре выпустили оперу Прокофьева «Война и мир»

Премьера оперы «Война и мир» прошла в московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Постановка эпопеи приурочена к 200-летию войны с Наполеоном.

Все помнят, каков объем романа Льва Толстого. Для либреттиста (вторая жена Прокофьева Мирра Мендельсон) было сложно сделать выбор, что взять в оперу, а что не брать и в каких пропорциях. Решение подсказывала эпоха создания музыки — 1940-е годы, Отечественная война, патриотический подъем, возможность напомнить о доблести предков. Баталиям отдана вторая половина оперы: тут и Бородинская битва с Шевардинским редутом, и Кутузов с Наполеоном, и совет в Филях, и пожар Москвы, и отступление французской армии по Смоленской дороге, и партизанский рейд. Финальную сцену, когда фельдмаршал обращается к народу с благодарностью за мужество, а народ, в свою очередь, вопит от радости, можно причислить к самым патетическим эпизодам русского музыкального театра.

Действие начинается в 1809 году. Из палитры дворянской жизни Мендельсон выбрала роман Наташи с Курагиным. Поучилась типично оперная любовная интрига с изменой, которая дает возможность вывести всех главных героев. Для авторов спектакля было важным откреститься от школьного понимания Толстого типа «предки в древних костюмах со странными понятиями о жизни и все это не имеет к нам никакого отношения». Сценограф Владимир Арефьев, впрочем, «древние» костюмы сохранил: платья «ампир», треуголки, гусарские ментики с доломанами, а от солдатских мундиров в массовых сценах рябит в глазах.

Зато он отыгрался на интерьере. Оба действия происходят в громадной белой коробке с боковыми прорезями — то ли окна, то ли двери. Это и бальный зал, и малая гостиная, и поля сражений, и московские улицы при пожаре. Единство места нарушается лишь вначале, когда князь Андрей в имении Ростовых подслушивает ночной разговор Наташи и Сони. Тут режиссер Александр Титель пошел на цирковой номер. Он построил высоченную белую стену, из которой выдвигаются две ячейки-балкона — пол без перил. На полу, стоя на внушительной высоте, поют исполнители, при этом одной рукой держась за ручку в стене, чтобы не упасть.

Стена же, на которую проецируются колеблющиеся на ветру ветви деревьев, надо понимать, символизирует толстовский космос.

Впрочем, переносные смыслы этой постановки (а их много) весьма смутны, и зритель должен всю дорогу разгадывать загадки. Почему, например, великосветский бал так малолюден и проходит в помещении, заставленном стульями — не только танцевать, ходить неудобно? Наверно, это знак душевных тревог. Но отчего совершенно карикатурный император Александр Первый (артист балета Виктор Дик) лихорадочно откалывает мазурку, выходя в ней снова и снова? Не император, а наемный плясун. После бала с потолка спускают несколько огромных люстр, которые протирает прислуга. Это уже дом Болконских, где персонажи неуклюже мечутся между лежащих на полу хрустальных монстров. Люстры так и пролежат до самого антракта: видимо, в гостиной Элен по совпадению тоже идет уборка осветительных приборов. Как и в кабинете Долохова, в доме Ахросимовой и в комнате Пьера. И что думать о тотальной дворянской неустроенности, как будто все собрались съезжать с квартир и потому снимают мебель? Неужели намек на то, что в дальнейшем, по сюжету, вся Россия из-за войны снимется с насиженного места? Тем более что на сцену, к удовольствию зрителей, выводят живую лошадь. А Пьер зловеще поет «похоже, что война».

В первом действии еще можно строить предположения о режиссерской концепции, второе вообще не получилось. Нет, понятно, что малонаселенность «мирного» акта активно противопоставлена кишащим толпам второго. Но движение толпы тоже надо поставить — и вот тут вышла промашка.

Не зря постановщик перед спектаклем говорил, что немного побаивается бурного народного патриотизма прокофьевской музыки: что с ним делать в эпоху инфляции слов?

И в стране, где громкие крики о любви к родине, как правило, издают те, кто ее совсем не любит?

Общее ощущение от перегруженных народом мизансцен — бессвязная толчея, статисты мешают друг другу, хотя Титель и пытается изобразить круговорот русских солдат, крестьян, москвичей в оккупированном городе и французских захватчиков. Если хор и массовка не наступают на публику штыками наголо или не стоят фронтальной линией к залу, как на концерте, то просто меняются: одни отходят вглубь, другие становятся на их место. Так образуются даже улицы горящей Москвы: развернется группа квадратом — вот и угол дома.

Иногда в водовороте образуется коридор, чтобы на сцену могли красиво выйти Наполеон или Кутузов. Сцена нападения партизан и вовсе решена пародийно: фрагменты толпы немного попихали друг друга, и все.

Зато частные мизансцены происходят под пристальным взором народных масс: толпа стоит вокруг и сверлит персонажей глазами. Режиссер хочет показать историческую волю миллионов, как у Толстого. Но театр — искусство наглядное, в чем его коварство — чуть пережмешь, и получится нескладно. Если совет в Филях внутри человеческой стены еще возможен, то подобным же образом сделанная сцена Наташи и умирающего князя Андрея (у Толстого и Прокофьева глубоко интимная, хоть и с подпеванием хора) отдает подглядыванием в замочную скважину.

Уже в первой картине, когда князь Андрей (Дмитрий Зуев) начал спектакль невнятным глухим баритоном, подумалось: а как труппа справится со столь густонаселенной оперой, тем более без артистов со стороны? Но тут прекрасно запела Наташа Ростова (Наталья Петрожицкая). И опасения на время улеглись, чтобы с новой силой вспыхнуть в антракте: в первом акте можно было радоваться лишь вокалу молодой Ростовой и голосу Пьера Безухова («басовый» тенор Николай Ерохин, единственный приглашенный солист). Многие персонажи поют из глубины сцены, да еще стоя за толпой, их плохо слышно. А отдельные голосовые блестки второго акта вроде Платона (Сергей Балашов) не в счет: от большого эпизода с Платоном Каратаевым в версии Музыкального театра осталась буквально пара минут.

Но это едва ли не самая большая проблема оперы. Когда композитор написал музыку, выяснилось, что огромный звуковой массив в один вечер не впихнешь. Показ в два этапа (на что Прокофьев сначала, было, решил пойти) себя не оправдал. Пришлось автору резать по живому — сокращать партитуру. Театры, ставя «Войну и мир», также всегда вносили купюры. Дирижер Музыкального театра Феликс Коробов тоже выдал укороченную версию. Музыкальный театр убрал даже знаменитое вступление о «дубине народной войны», которая разбила нашествие «двунадесяти языков Европы». Конечно, действие от этого напоминает дайджест. Но что поделаешь? Спектакль, начавшись в полседьмого, и так закончился в пол-одиннадцатого.

Новости и материалы
В Орловской области повреждена энергетическая инфраструктура
Мощный пожар с детонациями начался на складах «Новой почты» в Одессе
Один из поджигателей синагоги в Варшаве оказался подростком
Украинский дрон повредил линии электропередачи в поселке Поныри Курской области
Протестующие в Тбилиси пытались проникнуть в здание парламента 
Трамп обвинил Байдена в растрате средств на размещение нелегалов
«Боруссия» переиграла «ПСЖ» в первом матче 1/2 финала Лиги чемпионов
В Харьковской области произошел взрыв
В столице Нигера подняли российские флаги
Ученые нашли точное место раскола между Африкой и Южной Америкой
Спецназ полиции применил резиновые пули против митингующих в Тбилиси
ПВО уничтожила БПЛА над Брянской областью
В Африке Land Cruiser превратили в экстремальный пикап с пулеметом
«Зенит» обвинили в инертности после двух поражений подряд
Ксения Собчак показала винтажную сумку, за которой охотятся коллекционеры
США ввели санкции против сотрудников колонии, где умер Навальный
ВС России ударили по Одессе
Стилист Бородиной высказался об «отпускном тренде за тысячи долларов»
Все новости