Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Высокий примитив

В музее личных коллекций открылась выставка «Живопись Павла Леонова из собрания Ксении Богемской»

На выставке «Живопись Павла Леонова из собрания Ксении Богемской», открывшейся в Музее личных коллекций, фигурируют десятки полотен, которые неподготовленному зрителю трудновато увязать с музейным контекстом. Творчеством художников-примитивистов интересуются в основном интеллектуалы, хотя дорожка эта никому не заказана.

Наивных художников иногда еще называют аутсайдерами, имея в виду, конечно, не их положение в социуме, а прежде всего невключенность в профессиональную арт-сферу. Однако в России слово «аутсайдер» в первом его значении тоже может быть применимо. Довольно часто люди, взявшиеся за кисть в зрелом или даже преклонном возрасте, происходят «из низов». Нередки даже авторы с уголовным прошлым. Для всех них художественное творчество — это некая альтернатива тому незадачливому сценарию, по которому развивалась их жизнь долгие годы. Это возврат к детской мечте, попытка переломить судьбу. О всеобщем признании они, как правило, и не думают, поскольку знают: на «настоящего художника» нужно долго учиться, да и вообще — где я, а где тот недоступный мир с музеями, галереями, аукционами и газетными рецензиями?

Обычно вся их слава ограничивается соседскими разговорами: «Наш-то чудила третий день из дома не выходит — все рисует, Айвазовский недоделанный».

Шансов вынырнуть из такой среды и оказаться реальной знаменитостью катастрофически мало. Однако чудеса случаются. Павел Леонов из глухой ивановской деревни Меховицы может служить тому примером. Бывший столяр, лесоруб, печник, жестянщик (он сменил десятки профессий и десятки мест проживания), успевший и повоевать на фронте, и посидеть на зоне за тунеядство, впервые попробовал свои силы в качестве живописца уже в предпенсионном возрасте. Леонову несказанно повезло: его работами заинтересовались преподаватели столичного ЗНУИ (Заочного народного университета искусств), а вскоре и искусствоведы. В деревню Меховицы зачастили гости, привозившие Павлу Петровичу холсты, краски, кисти и готовые покупать его самодеятельные опусы.

Одним из главных пропагандистов его творчества стала Ксения Богемская (до своей кончины в прошлом году она работала заместителем директора ГМИИ по науке).

Собственно говоря, нынешняя выставка целиком составлена из ее коллекции: Богемская покупала у Леонова картины на протяжении ряда лет. Чем же привлекли рафинированного искусствоведа произведения полуграмотного обитателя сельской глубинки? Прежде всего, надо полагать, своей неподдельной архетипичностью и талантом автора, конечно. То, каким образом на полотнах Павла Леонова преображена реальность, заслуживало отдельного исследования (его, кстати, Богемская и произвела в монографии, целиком посвященной этому автору). Неумелость и якобы нескладность этих изображений не должны бы отвлекать от того факта, что художник создавал не просто вымышленный, а еще и весьма убедительный мир, основанный на вековой народной мечте о благоденствии. Сказочный фольклор переплелся с коммунистическими идеалами (вернее, с официальными лозунгами, предназначенными «для общего потребления). Сюда же добавились отзвуки исторических событий вроде Бородинской битвы или ссылки Пушкина в Михайловское, а также чистой воды фантазии, никакими первоисточниками не подкрепленные (помянуть хотя бы излюбленный Леоновым сюжет про русских путешественников в Африке).

Получившийся микст при всей его эклектичности и пестроте оказался на удивление жизнеспособным.

Художник приобрел широкую известность не только в России, но и в других странах: не секрет, что клуб поклонников наивного искусства весьма разветвлен и глобален. Правда, сам Леонов плодами своей популярности никак не воспользовался — просто искренне не понимал, для чего бывает нужен «промоушн» (да и вряд ли вообще слышал такое слово). Поговаривают, что сейчас автор, которому уже за девяносто, за кисть не берется по причине неважного здоровья, а развитием своей карьеры не интересуется в принципе. Может быть, он так и не поверил в байки об успехе, которые доносились из уст заезжих гостей. Привирали, небось, чтобы старика порадовать. Ведь настоящие-то художники не живут в деревне, и образование у них никак не меньше техникума. А что искусствоведы хвалят и картины покупают, так кто их поймет, столичных этих... И правда, понять мудрено. Ценность примитивного искусства осознают немногие. Но попробовать все же стоит.

Новости и материалы
Гаджиев: Махачев никогда не примет вызов Топурии
Гоген Солнцев впервые показал мать своего ребенка
Воздушная тревога объявлена в семи областях Украины
В Госдуме предложили штрафовать пассажиров при ДТП
Генсек СНГ оценил шансы содружества создать замену SWIFT
Украинцам порекомендовали готовиться к отключениям электроэнергии
МОК обвинили в сектантстве
Живущая в Дубае дочь Заворотнюк рассказала, от чего отказалась ради здоровья
Польша приостановила участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе
35-летний мужчина умер после того, как всю ночь спасал людей из «Крокуса»
Стало известно, что люди заражают животных вирусами вдвое чаще, чем наоборот
Экономист допустил сокращение доли финансово неустойчивых семей в России
Набиуллина рассказала, как проявится эффект повышения ключевой ставки
В деловом центре «Москва-Сити» проходят обыски у криптообменников
В Чечне назвали фейком письмо Кадырова о строительстве мечети на месте «Крокуса»
На Украине петиция об ограничении онлайн-казино набрала необходимые подписи
Длительное грудное вскармливание снижает риск развития рака у детей
«Филадельфия» объявила о переходе российского хоккеиста
Все новости