Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Клонирование с душой и порно-зомби

Итоги кинофестиваля «2morrow/Завтра»

Завершился фестиваль «2morrow/Завтра»: радикальные эксперименты уступили трагифарсу и румынским коммунистическим анекдотам.

За первые три года своего существования фестиваль «2morrow/Завтра» превратился в лучший российский фестиваль авторского кино, во время которого в сжатые сроки можно было увидеть самый актуальный артхаус. В нынешнем году, после смены организаторов и руководства, один из провозглашенных фестивалем критериев «свобода выражения, легкость восприятия, оригинальность мышления» — легкость — оказался задвинут на второй план.

Проще говоря, программа «2morrow/Завтра» дала крен в сторону кино радикального и экспериментального.

Артхаус в России и так смотрят неохотно, и провокационность материала не добавила фестивалю зрителей. Мало кого соблазнила возможность посмотреть остроумное французское мокьюментари «Гитлер в Голливуде» о поисках пропавшего фильма и происках американского кино. А уж на слэшер члена жюри Брюса Лабрюса «Л. А. зомби» после рекомендации из пресс-релиза — «порно-фильм ужасов, изобилующий показом кровоточащих ран и гомосексуальных сцен», — решились пойти лишь отважные единицы. Кино и вправду убойное: мертвец бродит по Лос-Анджелесу и воскрешает мертвых мужчин.

Не будем вдаваться в подробности, но все же отметим, что выражение «трахать мозг» здесь обретает самое буквальное воплощение.

Конкурсная программа тоже не обошлась без экспериментов. «Воодушевление» Галины Мызниковой и Сергея Проворова, участвовавшее в «Горизонтах» Венецианского кинофестиваля, не столько кино, сколько сорокапятиминутный арт: несколько людей с ниспадающими на лица волосами сначала копошатся около реки, а потом садятся в лодку и плывут. За кадром нарастает зловещий линчевский гул, но катарсиса не происходит: герои высаживаются на берегу, землю роет экскаватор. «Днепр» Александра Шапиро, по сюжету, история о том, как пожилой донжуан соблазняет молоденькую красотку. Полумрак, неоновые цвета, томление мужчины и женщины:

«Днепр» словно вывернутое наизнанку «Любовное настроение», только герой не затыкается ни на секунду, охмуряя девушку высокопарным монологом.

Прекратить нескончаемый поток сознания может только секс, поэтому основной саспенс уходит в область ожидания: когда же, наконец, героиня уступит несносному говоруну.

В такой культурной ситуации проще дать.

Впрочем программу «2morrow/Завтра» нельзя упрекнуть в однообразии. «Клон возвращается домой» — японский сай-фай, в котором ученые создают копию погибшего в космосе космонавта. Жена астронавта сталкивается с рядом неясностей: умер ее муж или нет, и можно ли считать, что вместе с памятью клон унаследовал душу. Тут не обойтись без упоминаний имен Тарковского, Лема и Исигуро, правда, там, где они уходят в философию, фильм склоняется к эзотерике.

Видимо, утомленное всем этим нонконформизмом, возглавляемое Сергеем Лозницей жюри фестиваля «2morrow/Завтра» предпочло наградить традиционное нерадикальное кино.

Гран-при достался фильму «Четырежды» — поэтическому итальянскому трагифарсу о старике, живущем в маленькой полузаброшенной деревушке.

Два следующих по значению приза &mdash за историю и за актеров — получил румынский альманах «Сказки золотого века», снятый под руководством обладателя каннской «Пальмовой ветви» Кристиана Мучджу. Коммунистическое прошлое Румынии на этот раз вспоминалось не как историческая трагедия, а как источник комических ситуаций. Партийный активист поехал прививать грамотность горцам; фотографам поручили отретушировать снимок Чаушеску так, чтоб он выглядел выше и солиднее; перед приездом делегации в деревню необходимо доставить стадо овец: коровы не подойдут, так как среди делегатов имеется индус.

Картина невероятно смешная, но и этот фильм, в некотором смысле, радикальный эксперимент над зрителем: хронометраж 155 минут выдержит не каждый.

Самое интересное, как это все чаще бывает с кинофестивалями, происходило в этом году в документальных секциях. На «Музыка.DOC» и «DOC открытия арт-богемы» помимо фильмов о промышленном дизайне и британской истории сквозь призму рок-музыки можно было изучить историю американского андеграунда — музыкального («Песнь Номи»), кинематографического («Пустой город»), эстрадного («Ариас с Твистом»). Художественная составляющая картин уходит на второй план, уступая чисто исследовательскому интересу — просмотр превращается в развлечение сродни чтению «Википедии», только с добавлением анекдотов. Джим Джармуш, один из героев «Пустого города», рассказывает, как снимал свой первый фильм: в квартире, где шли съемки, вечно спал на полу Мишель Баския, и его приходилось перетаскивать, чтобы не попадал в кадр.

Фестиваль «Завтра» закончился, но уже в пятницу, 22 октября, эстафету принимает «2 в 1», который продлится до 25 октября.

Новости и материалы
В Латвии сочли, что латышам вредно изучать русский язык
Билли Айлиш рассказала, что любит мастурбировать перед зеркалом
Ирина Дубцова с сыном улетела из России
В Кремле ответили на вопрос о рабочих планах Путина на следующую неделю
Блинкен прибыл в Пекин
ММК ведет переговоры с ФАС по мировому соглашению
В мурманском порту нашли авиабомбу весом 500 кг
Российские фехтовальщики не выступят на Олимпиаде
В Кремле рассказали, как оценивают передачу Киеву дальнобойных ракет
Высшее руководство Польши обсудит размещение ядерного оружия в стране
В России взлетел спрос на ботокс
Взрывы произошли в украинском городе после объявления тревоги
Нидерландская X5 потеряла права на российскую «дочку»
Стало известно, как Байдену удалось согласовать помощь Украине
Россияне не могут найти управу на буйных соседей, устроивших пожар
Суд оштрафовал блогера Ивлееву за дискредитацию ВС РФ на 50 тыс. рублей
Новый iPad Air не получит улучшенный экран
В Молдавии рассказали, что Запад поощряет Кишинев совершать беззакония
Все новости