Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Я не хочу быть напримером»

Умер аниматор Иван Уфимцев

31 августа скончался актер и режиссер-мультипликатор, народный артист России Иван Уфимцев – создатель Мартышки, Слоненка, Попугая и Удава из «38 попугаев»; человек, успевший и сделать более 40 мультфильмов и напомнить, что «до первой звезды нельзя».

Иван Уфимцев, в отличие от большинства создателей культовых советских мультфильмов, был в анимации человеком сторонним. У нас ведь как повелось? Приходит человек на «Союзмультфильм» обычным художником, разрисовывающим фоны, и потом, пройдя все ступени, постепенно дорастает до мастера, создающего шедевры, как, например, было с Норштейном или Хитруком. С Уфимцевым же все случилось совершенно по-другому.

Иван Васильевич начинал как актер: в 1948 году он окончил школу киноактёра в Свердловске, работал в театре и кино. В начале 50-х с Урала перебрался в Москву и поступил учиться на режиссёрский факультет ГИТИСа. Свое будущее видел только в театре, после окончания института распределился в Ярославль, в знаменитый Русский драматический театр Федора Волкова, где вполне успешно трудился несколько лет. Все изменилось в 1963 году, когда Уфимцева пригласили на «Союзмультфильм» сделать постановку мультфильма «Вот какие чудеса». Казалось бы, обычная халтура, которой у любого режиссера в жизни бывает море разливанное, но именно этот случай изменил все. Как любил говорить Иван Васильевич:

«Сам я театральный режиссер, и в мультипликацию попал просто анекдотически случайно. И застрял здесь вот уж на двадцать лет».

Действительно, опыт работы на новом поприще неожиданно оказался удачным: уже вторая его работа в качестве режиссера-мультипликатора — фильм «Чьи в лесу шишки» — получила «Серебряного пеликана» за лучший детский фильм на фестивале анимационных фильмов в Мамайе (Румыния). В результате мультипликации Иван Васильевич больше не изменял, разве что иногда вспоминал еще и об актерской своей ипостаси.

О своем «непрофессионализме», кстати, помнил всегда и очень о нем сожалел: «Хорошо, когда режиссер сам работал мультипликатором: он знает, как пошевелить, как подвинуть. Сейчас, когда я всё-таки приближаюсь к концу своего пути, думаю, что режиссер у нас должен иметь хорошую школу художника-мультипликатора. Он должен что-то уметь.

Сам я ничего не умею. Я могу только командовать, рассказывать. Как ни объясняй, лучше показать.

Чем хорош Норштейн? Он всё может сам. А я – только рассказывать про своего героя, какой у него характер, что-то сыграть. А дальше всё зависит от мультипликатора».

Именно поэтому главный упор Уфимцев всегда делал на команду. «В свое время, когда нас провожал на диплом наш мастер (я учился у Алексея Дмитриевича Попова), он говорил: «Что вы волнуетесь? У вас актеры будут? Будут. Композитор будет? Будет. Художники будут? Будут. Вы только не мешайте им работать — они всё сделают. И не думайте, что вы умнее их». Это правда.

Если над фильмом работает хорошая профессиональная группа, он получится.

Другое дело, как договориться с этими людьми. Если сумеешь, всё будет в порядке. У меня, как у человека театра, все пристрастия, естественно, сосредотачиваются на актере. Ведь и в мультипликации, как на сцене, всё зависит от того, какие требования мы предъявляем к нашим актерам-мультипликаторам, чего ждем от их игры. Для меня в фильме главное – персонаж, характер. А значит – актер, функции которого выполняет художник-мультипликатор. Я всех люблю – художника, оператора, композитора, они все мне необходимы, я без них безо всех не могу. Но главное для меня всё-таки художник-мультипликатор».

И чутье на художников-постановщиков у него было феноменальное – с Уфимцевым работали Владимир Дегтярев, Тамара Полетика, Анатолий Курицын, у него начинал Николай Титов, над несколькими работами еще в качестве аниматора трудился вышеупомянутый Юрий Норштейн. Ну и, конечно же, великий Леонид Шварцман, с которым Уфимцев сделал множество фильмов.

Не секрет, что кукольные «мультики» (а других Уфимцев не делал) дети никогда особо не любили: ну какое может быть сравнение вялых плюшевых фигурок с динамикой и многоцветьем рисованной анимации?

Но изредка наша кукольная анимация выдавала такие шедевры, устоять перед которыми было невозможно, а мультфильмы эти становились культовыми в подлинном, изначальном смысле этого затасканного слова.

Таким стал и лучший мультфильм Ивана Уфимцева – серия про «38 попугаев». Нет, удачные работы, конечно, были у него и до этого – «Чьи в лесу шишки», «Лашарика» или «Осторожно, щука!» дети смотрят и пересматривают до сих пор. Но похождения очкастого Слоненка, мечтательного Удава, деятельного Попугая и активной Мартышки стали народными в полном смысле слова – пересматривались несчетное количество раз, разошлись на цитаты и стали благодатным материалом для множества анекдотов.

Именно этот мультфильм как нельзя лучше иллюстрирует тезис Уфимцева о команде.

Просто сложилось все вместе, просто все совпало – блистательные сценарии Григория Остера, режиссура Уфимцева, персонажи Шварцмана, голоса Казакова, Румянцевой, Ларионова и Ливанова. И случилось чудо. Чудо с виновато-умными глазами Слоненка, сметающим все обаянием Мартышки (ее, кстати, «делали» с дочки режиссера, ныне известной телеведущей Екатерины Уфимцевой), неистребимым апломбом Попугая и роскошной вальяжностью философствующего Удава. В каждой серии смех до икоты, недетские диалоги и вечные темы: «Три – это куча?», «Новый год просто так не приходит — его надо встречать», «А будущее — ненастоящее?».

Успех был так силен и несомненен, что его создатель Иван Уфимцев в определенной мере стал его заложником. Он пытался вырваться из амплуа «создателя 38 попугаев», затевал новые сериалы (вроде трех серий приключений трех лягушат), сделал три фильма о приключениях слонёнка, пытался работать во взрослой мультипликации – достаточно вспомнить его последний фильм «Деревенский водевиль». Работал в кино, переиграл практически во всех фильмах своего друга Михаила Казакова, снимался у других режиссеров (помните его противного ухажера-художника во «Влюблен по собственному желанию»?).

По общему признанию, Уфимцев был мастером эпизода, даже минутное его появление на экране надолго врезалось в память, будь это даже рекламный ролик с Александром Суворовым, которому «до первой звезды нельзя».

Но вот сегодня он ушел от нас после долгой и мучительной болезни (последние годы не вставал с постели, две недели в коме) – и все сказали: «Автор «38 попугаев» умер». Потому что все мы – что уж греха таить – в свое время повторили за Слоненком: «Я не хочу быть, извините, напримером», — и начали учиться быть собой.

Учиться самим задавать неправильные вопросы и самим на них отвечать.

И спасибо вам за них, Иван Васильевич.

Прощание с народным артистом России Иваном Уфимцевым начнется 3 сентября в 11:00 в фойе Белого зала Центрального Дома кино. Похоронят режиссера на Армянском кладбище (филиал Ваганьковского кладбища).

Новости и материалы
Начался суд между Adidas и Nike
Ученые узнали, почему людям так сложно возрождать старую дружбу
Россиянам напомнили о льготах при поступлении в вузы в 2024 году
Армянский архиепископ пригрозил проклятием за забвение геноцида
Нападающий ЦСКА заявил, что рад смене тренера
Стали известны подробности задержания замминистра обороны
Эрдоган назвал Нетаньяху Гитлером
Байден заявил, что США являются единственным мировым лидером
В органах рассказали об оперативной разработке по делу замминистра обороны
Канада разрешила делать Airbus из российского титана
Канадец из ЦСКА назвал Москву лучшим местом для жизни
В столице Аргентины протестуют тысячи студентов и преподавателей
В Николаеве произошел взрыв
В Пентагоне прокомментировали срок передачи оружия Украине при одобрении финансирования
Вашингтон ввел санкции в отношении иранских юридических и физических лиц
В Курской области объявлена угроза атаки БПЛА
Глава БАПОР скоро посетит Россию
В Воронежской области сбили беспилотник самолетного типа
Все новости