Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Выставка достижений императорского хозяйства

Выставка «Достояние» в Политехническом музее

Оперные персонажи позируют в интерьерах Кремля, а Фабрика имени Урицкого перевыполняет план по производству «Беломорканала». Духовные и материальные символы соединились на выставке «Достояние» в Политехническом музее.

Существовала некогда в России гильдия поставщиков двора его императорского величества. Принимали туда самых лучших, естественно: негоже царские хоромы всяким мусором заполонять. Магазины и мануфактуры титулом «поставщик двора» ужасно гордились и старались соответствовать. Теперь времена иные, но кое-какие тренды перекочевывают из России, «которую мы потеряли», в нынешнюю действительность.

За неимением государя императора современный аналог прежнего альянса называется «Гильдия поставщиков московского Кремля».

По-своему тоже звучно. Именно эта почтенная организация патронирует выставку в Политехническом музее. Июльскую экспозицию можно считать пилотным проектом, поскольку в начале следующего года в музее «Царицыно» планируется масштабное шоу на ту же тему. Посредством документов, фотографий и множества артефактов откроется величественная картина наших производственных успехов до 1913 года включительно.

Пока же размеры экспозиции скромны, но ее содержимое явственно взывает к национальной гордости. Полтора десятка дореволюционных предприятий, входивших в ту самую гильдию поставщиков двора, предстают здесь оплотом качества и передовой технической мысли. Вот, скажем, натуральный велосипед марки «Победа» – на чем-нибудь подобном могли колесить по царскосельским аллеям подрастающие великие княжны (впрочем, барышням полагалась другая модификация, без рамы). Или еще знаменитая швейная машинка «Зингер» с ножным приводом.

Нет, мы вовсе не намекаем, будто императрица Александра Федоровна на похожем агрегате самолично ставила заплатки наследнику на штаны.

Но тысячи других женщин в стране строчили тогда именно на «Зингерах», произведенных в Подмосковье. А потом уже миллионы советских тружениц добрым словом поминали американского изобретателя-самоучку, склонившись над чудом техники с подольского конвейера. Ни один ребенок в СССР не оставался без заплаты на коленке.

Другие предприятия-поставщики тоже нашли себе применение после победы пролетариата. А некоторые процветают и сегодня, в условиях опять-таки капитализма. Например, Калинкинское пивомедоваренное товарищество в Петербурге, ставшее в 1939 году Пивзаводом имени Степана Разина, при любом режиме могло найти дорогу к потребителю. Не менее удачно приспосабливалась к обстоятельствам и табачная фабрика «Лаферм», она же Фабрика имени Урицкого, она же «Петро».

Между прочим, тут до сих пор помимо Winston или Camel продолжают набивать папиросы «Беломорканал».

Когда-то именно здешний «Беломор» считался лучшим в стране. Продолжает свое служение нуждам элиты и мебельная фабрика «Мельцер и Ко» – правда, теперь под обезличенной маркой «Интуриста». Опростилась до ширпотреба, но не зачахла фарфоровая фабрика в подмосковных Вербилках – бывшая мануфактура Франца Гарднера. Тянет и поныне свою лямку паровозный завод в Коломне, давно перешедший от тепловой тяги к электрической.

И вот уж кто точно не останется без работы при любом раскладе, так это Тульский оружейный завод.

Набор всей этой дореволюционной продукции в витринах (не пугайтесь: паровоз представлен уменьшенным макетом) сопровождается фотографиями, сделанными нашим современником Игорем Потоцким. Собственно, они и стали отправной точкой экспозиции. Вирированные, то есть стилизованные под старину, снимки получились довольно образными и энергичными. Без лишних подробностей и ненужного пиетета: то кусок металла в тисках, то фрагмент конвейерного цикла, то деталь старорежимного интерьера. Этот фотографический стиль применен и во второй части проекта. Только там уже царит искусство вместо промышленных технологий. Бас Владимир Маторин обряжается царем Борисом Годуновым и восседает в Теремных палатах. Меццо-сопрано Елена Образцова неслышной тенью скользит по анфиладам Большого Кремлевского дворца – на этих снимках она играет роль графини из «Пиковой дамы». Пробует распознать свою грядущую судьбу Марфа из «Царской невесты» Римского-Корсакова (сопрано Лолита Семенина). Предвкушает взрослое счастье в кремлевских орденских залах порывистая Наташа Ростова (Екатерина Щербаченко) из «Войны и мира» Прокофьева. В паузах между мизансценами мелькают виды и ракурсы Президентского оркестра.

Выставка «Звезды русской классической оперы в Кремле» – это типичная фотопостановка с переодеваниями и ролевой игрой на лицах. О «полной гибели всерьез» речи нет. Важно лишь — поверите ли вы хоть на секунду в достоверность и амплуа, и декораций. Иногда получается.

Новости и материалы
Кулеба порассуждал о справедливости, говоря о военнообязанных украинцах за границей
Подросток из Екатеринбурга угрожал сверстникам стрельбой в школе
В ЦБ описали сценарий повышения ключевой ставки
Звезда «Кухни» показал подросшего сына от Татьяны Арнтгольц
Правительство поддержит ипотеку на новых территориях и Дальнем Востоке
Оппозиция уверена, что Украина превращается в милитаристскую автократию
Суд изберет меру пресечения журналисту Forbes Мингазову в субботу
Названа дата суперфинала Кубка России по футболу
На Камчатке спасатели выехали на поиски людей в Охотском море
Мама спасшего людей в «Крокусе» подростка рассказала о звонке из администрации президента
Министр обороны Ирана рассказал о новом уровне отношений с Россией
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Правительство РФ предложило применять оружие против должников
Названы минусы внедорожника Lada Niva Travel
Названо лучшее вино для употребления с шашлыком
Нарколог Исаев: к шашлыку лучше взять безалкогольное красное вино
Шойгу рассказал об интересах России в отношениях с Пакистаном
Российский посол предупредил о возможной провокации Киева с отравляющими веществами
Все новости