Порой возникает тревожное чувство, что оригинальные сюжеты попросту закончились. По крайней мере, в Голливуде, учитывая, что производство фильмов становится все более и более дорогостоящим, продюсеры предпочитают ставить на проверенные временем истории и делать ремейки и сиквелы. Всего-то и требуется — добавить пару современных знаменитостей, чуток спецэффектов и несколько актуализировать действие. Вот и «Сокровище нации: книга тайн» не исключение – это сиквел довольно успешного археологического блокбастера «Сокровище нации», который, в свою очередь, все лучшее унаследовал от «Индианы Джонса». В «Сокровище нации» свой герой-археолог – правда, Николас Кейдж не так брутален, как Харрисон Форд, но исключительно трагическая физиономия Кейджа, увидев которую, тут же хочется пожалеть беднягу, для женской аудитории не менее, а то и более привлекательна, чем сочетание грубоватого юмора и трехдневной щетины. Здесь есть погони, женщины, красивые виды, приключения и много псевдоисторических загадок, решив которые, герои успешно находят мифические города и сокровища.
Единственное ноу-хау «Сокровищ нации» состоит в том, что фильмы из этой серии исполнены небывалого патриотизма, а исторические тайны сюжета крутятся вокруг американской истории и американских же реликвий.
С прошлой части охотник за сокровищами Бен Гейтс вырос и возмужал. Если в «Сокровище нации» совесть долго и упорно не позволяла ему выкрасть Декларацию Независимости (ведь это же святое!), теперь совесть Гейтса уже не рыпается. Обманом проникнуть в Букингемский дворец или Овальный кабинет? Украсть президента США? Легко! А все потому, что злобный дядька (Эд Харрис) посмел опорочить светлое имя Гейтсов и заявил во всеуслышание, что предок Бена участвовал в убийстве Линкольна. Поругана честь семьи Гейтсов, поэтому Бен, объединившись с папой Джоном Войтом и мамой Хелен Мирен, а также при участии подружки-археолога (Диана Крюгер) и приятеля электронщика (Джастин Баса), отправляется… на поиски Золотого Города американских индейцев. Потому как именно наличие Золотого Города каким-то непостижимым образом докажет невиновность Гейтсов перед лицом американской нации.
Загадки сыплются, как из рога изобилия, а их разгадки стремительны, случайны и совершенно фантастичны.
В частности, например, мы узнаем, что лица Отцов-основателей были высечены на американских скалах лишь для того, чтобы замаскировать знаки, указывающие на местонахождение Золотого Города. «Код да Винчи» отдыхает. Впрочем, сила Голливуда — в мелочах и деталях. Так, одна из сюжетных линий «Сокровища наций» созвучна недавно вышедшему сиквелу «Иронии судьбы»: встретившиеся через 30 лет после разлуки родители Гейтса кокетливо переругиваются, а затем наступает счастливое воссоединение. И то ли на фоне очередных залихватских поворотов сюжета, то ли потому, что голливудские режиссеры и актеры обладают каким-то тайным и даже, возможно, масонским знанием, недоступным нашим соотечественникам, этот поворот сюжета не выглядит ни фальшиво, ни пошло.
Но самое любопытное в фильме – это образ президента.
Пиарщики стартующей в США президентской кампании в обязательном порядке должны посмотреть «Сокровище нации: Книгу тайн». Президент молод, немного похож на бывшего президента Клинтона, обладает голливудской улыбкой, смел и даже немного авантюрист. По крайней мере, за те несколько минут, что он находится на экране, президент успевает полазить с героем Кейджа по подземельям, помочь ему в поисках сокровищ и благородно снять с археолога обвинение в похищении. Конечно, это романтический идеал – то, каким американцы хотели бы видеть президента, но вместе с тем, это и то, каким они его видят – обычным человеком с человеческими хобби и человеческими слабостями. И совершенно нормально, когда президент становится героем боевика.
Но мы живем совсем в иной реальности: попробуйте вообразить отечественный патриотический блокбастер вроде «Кода апокалипсиса» или «Скалолазки», в котором российский президент (предположим, Путин) оказывал бы содействие Анастасии Заворотнюк, хлопал ее по плечу и улыбался голливудской улыбкой. Минуты безуспешных попыток достаточно, чтобы понять — на это не хватит и самой буйной фантазии. Все равно, что пытаться представить четвертое измерение, ничто или бесконечность.