Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Всесилие денег: быть бедным некрасиво?

Журналист, писатель

Несколько лет назад, сидя в кафе, я обратил внимание на двух девушек за соседним столиком. Даже, можно сказать, залюбовался ими. Они были изящно, модно и дорого одеты. Но при этом, по всем старинным и даже современным канонам красоты, они было ужасно некрасивы. Извините, лицом. То есть лицами.

Держались они очень свободно, уверенно, весело, и это мне понравилось. Не важно, каким носом или подбородком наградила тебя судьба – важно, как ты сам себя ощущаешь, а от этого уже зависит все остальное, включая карьеру и личное счастье.

Я поделился этим наблюдением с одним очень молодым человеком, сыном моих знакомых. Он сказал: «Да, конечно, вы правы! Уже давно так. Главное, не какое у нее лицо от природы, а как она выглядит. Какой макияж и вообще одежда. Одежда главнее, конечно. И вообще некрасивых девушек не бывает…» — сказал он и сделал многозначительную паузу. «Ага! – подумал я. – Этот мальчик, наверное, имеет в виду старинное циничное присловье, дескать, не бывает некрасивых женщин, бывает мало водки». В ответ на его паузу я молчал, и он сам завершил свою мысль: «Некрасивых девушек не бывает. А также не бывает глупых, подлых и стервозных. Бывают плохо одетые. Бедные, короче».

У меня сразу испортилось настроение. Одно дело – форма носа, а вот формация души – совсем другое.

«Вряд ли кто-нибудь, — продолжал мой юный собеседник, — бросит девушку из крутой семьи, в брендовой одежде и на крутой машине за плохой характер! Или если у нее ноги не такие, как у моделек в глянце».

Наверное, это все-таки недавняя тенденция. Еще лет пятнадцать назад я пытался познакомить одного хорошего паренька с девушкой ну из очень крутой семьи – но не удалось: «Некрасивая и, главное, дура». А сейчас, выходит, что-то переменилось?

Конечно, я не претендую на обобщения, все это частные случаи – однако ощутимо повеяло крупнозернистым марксизмом: «Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников. Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям».

Ну и, разумеется, знаменитое: «Я уродлив – но я могу купить себе красивейшую женщину. Значит, я не уродлив, ибо действие уродства, его отпугивающая сила, сводится на нет деньгами. Я скудоумен, но деньги – реальный ум всех вещей, – как же может быть скудоумен их владелец? Кроме того, он может купить себе людей блестящего ума, а тот, кто имеет власть над людьми блестящего ума, разве он не умнее их?.. Итак, разве мои деньги не превращают всякую мою немощь в ее прямую противоположность?»

Смешно, что это написано почти 200 лет назад. Маркс и Энгельс были величайшими мыслителями. Ошиблись они только в одном – считали, что обнаруженное и описанное ими безобразие когда-то кончится. А оно растет и ширится. Денежный аспект выдавливает все остальные.

Американский социолог Толкотт Парсонс объяснил, что люди существуют и действуют в четырех различных проекциях. Проекция целедостижения, или политическая – где символическим посредником, то есть главным инструментом, является власть. Проекция адаптации, или экономическая; здесь символический посредник – деньги. Проекция социетальная, или собственно общественная, где речь идет о таком механизме, как влияние. И, наконец, проекция воспроизводства норм, аспект культурных традиций. Здесь действуют ценности, убеждения.

Прекрасно, когда эти аспекты уравновешивают друг друга. Когда власть не приобретешь за деньги и наоборот, когда общественное влияние не подконтрольно власти, и когда ценности – моральные и культурные – реально регулируют нашу жизнь, без оглядки на приказ, на гонорар и на авторитет.

Опасно, когда возникает сильный крен в ту или другую сторону.

Например, в советской жизни деньги практически уступили свою роль власти и влиянию. Отсюда, кстати говоря, нынешняя ностальгия по СССР. Советская экономика была слабо монетизирована, то есть была в значительной мере как бы «неденежной». Предприятия и министерства рассчитывались безналичными рублями, да и на потребительском рынке в условиях тотального дефицита деньги имели не такое большое значение. Отсюда, кстати, пресловутый «денежный навес», накопленные и неиспользованные средства, что и привело к катастрофе сбережений в 1991-1992 гг. (но не будем отвлекаться). В СССР не покупали, а «доставали», и это касалось не только еды и одежды.

Вот парадокс советского долголетия. Давно замечено, что чем выше у человека образование, тем выше у него продолжительность жизни. В рыночных экономиках все понятно – там уровень образования определяет уровень доходов работника. Более образован – более богат – можешь платить за качественную медицину – будешь дольше жить.

Но в СССР образование не было так сильно связано с зарплатой, как в капиталистическом мире (иногда даже совсем наоборот, по чисто политическим резонам доценту могли платить меньше, чем каменщику). И, однако, уровень образования в СССР сильно коррелировал с продолжительностью жизни. Почему? А вот почему: в СССР врачом был примерно каждый двадцатый человек с высшим образованием. Таким образом, практически у каждого образованного человека был либо друг, либо родственник врач. Добросовестно, пристально и постоянно в СССР лечились чаще всего по знакомству. Если говорить очень грубо, интеллигенты лечили друг друга. Еще неплохо лечили тех, кому было «положено» согласно властным привилегиям, в разных «кремлевских» или «обкомовских» больницах и поликлиниках.

В советской деревне был развит бартер, или обмен услуги на товар (вспахать огород колхозным трактором за две бутылки водки). А в советской городской жизни росла и развивалась сложная система взаимных услуг, из которых лишь малая доля оплачивалась. Да и оплата была лишь дополнительным вознаграждением: нельзя было заплатить и забыть. Надо было дружить.

Позднее советское общество (1970 – 1980-е годы) было «обществом взаимопомощи». Наверное, именно об этом с тоской вспоминают люди моего поколения и немного моложе – «Ах, как хорошо жилось! Дружно, сообща, сочувственно!»

Но загнанная в угол экономика взяла реванш, и продаваться стало уже то, что в принципе продаваться не должно. Например, диссертации и ученые степени, депутатские кресла и даже артистический успех.

Недавно в Италии произошел весьма показательный скандал. В одном небольшом городке органы опеки регулярно выявляли неблагополучные семьи, где родители якобы плохо заботились о детях, издевались над ними и т.п. Детей из этих семей изымали и передавали в другие семьи, к профессиональным, так сказать, усыновителям. Которые, согласно закону, получали за это немалые деньги. Но… «Вор не должен быть жадным, потому что жадность губит нашего брата», — говорил Федька Косоручка из замечательной детской повести Свирского «Рыжик». Вышестоящие органы заметили, что в этом городке все родители ну просто сплошь пьяницы и садисты, и ювенальная юстиция просто с ног сбивается забирать у них детей. Это было подозрительно. Увы, подозрения оправдались: мэр городка вместе со службой опеки устроили такой вот бизнес – изымать детей и брать откаты с усыновителей.

Что в этом скандале показательного?

То, что деньги зарабатывают на том, что совсем недавно еще было табу, своего рода святыней. Что может быть важнее, чище, бескорыстнее, чем спасение ребенка от побоев и унижений? Ан нет. И это тоже стало предпринимательством, причем бесчестным.

Беда в том, что мы опять возвращаемся к марксизму – теперь уже в ленинской версии: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов».

Но, разумеется, не только в политике — и просто в жизни. И не интересы классов (тут вождь пролетариата, вслед за своими учителями, обобщил и промахнулся), а интересы отдельных физических лиц. Конкретных людей с именами, адресами и регистрацией в налоговой инспекции. Которым хочется денег, и более ничего.

Это цинизм? Аморальность? Нет, что вы! Цинизм – это ведь тоже спор о нормах, ценностях, о «можно» и «нельзя». Циник все равно существует в мире моральных ценностей. Он знает, каковы они, и пытается их отменить, унизить, осмеять. Но даже в осмеянном и отвергнутом состоянии, даже в шутовском наряде мораль все равно остается – пусть как воспоминание, пусть как отрицание.

Не так плох цинизм, как его полное отсутствие, как добродушное убеждение во всесилии денег. Потому что реванш морали бывает по-настоящему страшен.

Новости и материалы
Россиян предупредили о кредитах под 50%
Российский ученый допустил увеличение числа магнитных бурь в 2025 году
Аэропорты Казани и Ульяновска временно закрыли
Брянскую область атаковали 18 БПЛА
В Финляндии посоветовали Каллас забыть о партнерских отношениях с Трампом
Трамп ограничил получение американского гражданства по праву рождения
В Приморье школьник угостил одноклассников крысиным ядом
Путин обозначил основные условия урегулирования конфликта на Украине
Трамп допустил применение военной силы против наркокартелей в Мексике
Россиянам рассказали, как защитить свои сбережения от инфляции
У Трампа осталось полдня для урегулирования украинского конфликта
Врач предупредил об опасности лечения геморроя народными средствами
Назван средний размер социальной пенсии россиян
Трамп нашел работу для Маска
Вылет рейса из Саратова отложили почти на пять часов из-за БПЛА
Трамп ответил на вопрос о сохранении антироссийских санкций
На Украине обнаружили новые эпизоды в деле Порошенко
Трамп подписал указ о выходе США из ВОЗ
Все новости