Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Культурный бастион ислама

Совместимы ли принципы демократии и ислама

Некоторые демократические ценности, к примеру многопартийная система и свобода слова, как показала «арабская весна», усваиваются мусульманами быстрее и органичнее, чем, например, женское равноправие.

Прошло уже больше года с тех пор, как в арабских странах произошла череда революций. В Тунисе и Египте состоялись выборы и к власти пришли новые партии — «Ан-Нахда» и «Братья-мусульмане» (организация запрещена в России). Выборы носили демократический характер, но обе партии отстаивают исламские ценности. Эксперты и аналитики по всему миру на разные лады задают один и тот же вопрос — совместимы ли принципы демократии и ислама? Нередко вместо ответа на этот вопрос звучат апокалиптические предсказания: придя мирным путем к власти, исламисты не станут более скрывать свою истинную сущность. Ведь палестинская ХАМАС тоже победила вполне демократически, но от терроризма вовсе не отказалась.

Тем временем одна из авторитетнейших социологических организаций — американский Pew Research Center – решила опросить участников «арабской весны», а также их соседей из Ливана, Иордании и Турции, чтобы узнать, что они сами думают по поводу ислама и демократии, и получила очень интересные результаты. Начать с того, что

подавляющее большинство опрошенных во всех этих странах не видят демократии никаких альтернатив. И дружно осуждают насильственные методы «Аль-Каиды (организация запрещена в России)» и других террористических организаций.

Сами по себе эти данные не новы. Еще два года назад Pew Research Center выяснил, что исламизм террористического толка потерял поддержку на Ближнем Востоке, — тогда к результатам опроса многие отнеслись скептически. Но события, которые начались буквально сразу после его проведения, показали, что участники «арабской весны» действительно предпочли мирные методы. С тех пор популярность «Аль-Каиды» и «Талибана (организация запрещена в России)» продолжала неуклонно падать. К примеру, в Тунисе к ним сейчас положительно относятся соответственно 16% и 12% населения. Конечно, это немало, но, если вспомнить, что еще несколько лет назад позитивная оценка доминировала, разительные перемены налицо.

Новый опрос выявил другую закономерность, которая однозначно доказывает популярность демократии в регионе, экономическая ситуация в котором близка к катастрофической. Респондентам задали вопрос «в лоб»: что для них важнее — демократия или экономика? В Египте мнения разделились примерно пополам, в Тунисе сильную экономику предпочли 59%, но и за демократию высказались 40%. Если учесть, что 83% опрошенных считают экономическую ситуацию в стране очень плохой, то верность демократии выглядит на этом фоне впечатляюще. Более того, две трети тунисцев с оптимизмом смотрят в будущее, а три четверти уверены в том, что экономика выправится через год. То, что это не пустые надежды, подтверждают результаты опроса по Ливану и Турции, население которых знает не понаслышке, что демократические принципы способны позитивно повлиять на экономику.

В Ливане приоритет демократии над экономикой поддерживают 53% населения, а в Турции и вовсе 58.

Что же имеют в виду под демократией участники исследования? Социологи выяснили, что для них это вовсе не абстрактное понятие. Прежде всего, речь идет о многопартийной системе и свободных выборах. Такой ответ можно было предвидеть. Ведь именно в условиях политической конкуренции и тунисская «Ан-Нахда», и египетские «Братья-мусульмане» одержали убедительные победы. Однако второй названный ими демократический приоритет не столь очевиден. Речь идет о свободе слова.

Если большинство населения мусульманских стран настаивает на ключевой роли свободы слова, это свидетельствует о том, что исламистам, пришедшим к власти демократическим путем, будет сложно демократией пренебречь, если такая соблазнительная мысль вдруг придет им в голову.

Интереснее, однако, другое. Каким образом свобода слова уживается с безоговорочным авторитетом Корана, которым большинство респондентов вовсе не готовы пренебречь? Напротив, придают ему большое значение. 60% египтян уверены, что законы их страны должны твердо следовать Корану, а 32% — что они должны учитывать исламские принципы. Правда, в Тунисе это соотношение перевернуто: на Коране настаивают 23%, а на принципах 64%. Еще более умеренно настроены жители Турции (17% и 44%) и Ливана (17% и 35%; правда надо учитывать, что не менее трети населения страны исповедуют христианство).

Пожалуй, это парадоксальное сочетание и является самым интересным результатом опроса. Природу его еще предстоит понять, но кое-что можно сказать уже сейчас. Очевидно, что некоторые демократические ценности усваиваются мусульманами быстрее и органичнее других. Как уже говорилось, это многопартийная система и свобода слова. А вот другие приживаются гораздо медленнее — и неясно еще, приживутся ли вообще. Прежде всего речь идет о женском равноправии. То есть абстрактно его признает большинство опрошенных, а вот при ближайшем рассмотрении оказывается, что это равноправие имеет весьма специфические черты. Например, более половины населения Туниса, Турции и Иордании уверены, что мужчины безусловно превосходят женщин в роли политических лидеров. Да, большинство выступает за то, что женщины имеют полное право работать вне дома, но вместе с тем при устройстве на работу мужчины должны обладать безусловным преимуществом. Особенно в условиях экономического кризиса. И наконец, выбирать себе подходящих мужей должны не сами женщины, а их родители. К примеру, в Иордании так считает большинство населения.

Специфическое отношение к женскому равноправию доказывает, что Коран продолжает влиять на культурные вопросы гораздо сильнее, чем на политические.

Здесь как раз компромиссы возможны. Данный опрос не затрагивает культурную сферу; женское равноправие — единственное, хоть и чрезвычайно важное исключение. Однако можно предположить, что конкретное исследование на эту тему лишь подтвердит наметившуюся тенденцию. А она такова: в области политики демократические выборы и даже свобода слова способны инструментально уживаться с кораническими принципами, но глубинные, а потому крайне важные пласты исламской культуры, определяющие ее идентичность, труднее поддаются переменам.

Так или иначе, нелегкий процесс взаимодействия демократии и ислама, порожденный «арабской весной», начался. А вопрос, когда культурная сфера догонит политическую и произойдет ли это вообще, по-прежнему остается открытым.

Новости и материалы
Глава OpenAI прокомментировал разработку угрожающего человечеству сверхинтеллекта
Похищенную и найденную восьмилетнюю Злату хотят перевести на домашнее обучение
На Украине сотни населенных пунктов остались без света из-за непогоды
Лукашенко прибыл в Пекин
Экс-член РФС призвал наказать Карпина после матча с ЦСКА
Психологи рассказали, как избежать выгорания перед Новым годом
The Conversation: составление рейтинга дел защитит от предновогоднего выгорания
Во Франции впервые дали разрешение на разведку месторождений природного водорода
Чемпион ОИ Траньков: пивасик я люблю, это не секрет
В бундестаге предположили, чем обернется для Украины победа Трампа
Спикер ВСУ покинула свой пост
В СПЧ перечислили темы, которые планируется обсудить с Путиным
В Белом доме оценили желание Израиля ликвидировать руководство ХАМАС
Арестович рассказал, как разрешить противоречия на Украине
Стал известен гонорар Максима Галкина за границей
Доставка на Wildberries стала платной
Российские военные передали жителям Сирии гуманитарный груз
Зеленского предупредили о возможном «огромном ударе» из-за конфликта с Залужным
Apple начала продавать уцененные наушники AirPods Pro 2
Все новости