Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Бунт в раю

В Греции молодежными беспорядками взорвалась историческая память самого греческого народа

В волнениях в Греции соединились недовольство превращением страны в «туристические задворки», протест консервативных кругов против европеизации и мятеж левых радикалов против европейских ценностей.

Почему восстала спокойная Греция – туристический рай, страна, где с экономическими показателями все в порядке, а средние доходы населения превышают российские показатели минимум вдвое?

Мир видит телевизионные кадры – горящие магазины и автомобили, бутылки с «коктейлем Молотова», летящие в полицейские кордоны. Видит – и удивляется: чего хотят эти странные ребята с лицами, замотанными шарфами?

Эти ребята – анархисты. После гражданской войны в Испании об этом политическом течении почти позабыли. Да и в Греции «анархисты» — собирательное наименование ультралевых всех мастей; собственно, последователей Бакунина и Кропоткина там немного. А ультралевых в Греции очень много – больше, чем в любой другой европейской стране. Да и в мире разве что Боливия может подать руку Греции в смысле изобилия леваков.

События в Греции продемонстрировали ментальное отличие Греции от остальной Европы. Во Франции, Германии, Великобритании бунтуют в основном представители национальных и религиозных меньшинств, пользуясь беззубостью законов и потворством политиков, желающих получить поддержку выходцев из стран Азии и Африки.

В Греции же молодежным бунтом взорвалась историческая память самого греческого народа.

Греческое общество много десятилетий расколото на крайних консерваторов и левых радикалов, причем расколото на базовом уровне. Нет в Европе больших консерваторов, чем греки: влияние православной церкви, националистические настроения там не имеют аналогов в Старом Свете. Маленькая Греция чувствует себя великой державой, несправедливо оттесненной «юными» и, в общем-то, «варварскими» странами – «нуворишами» (Англией, Францией, США и т. д.) на задворки мировой политики и экономики.

Забытый миром режим «черных полковников» — а это было не так давно, в 1967–74 годах – был поразительной попыткой воссоздания Византии, реакцией на европеизацию. «Черные полковники» объявили православие государственной религией, официальным языком – кафаревусу (архаизированный язык византийского времени), указами утверждали длину юбок и волос для женщин. Атеизм и западная поп-культура (рок-музыка и движение хиппи) считались частью «коммунистического заговора». «Полковники» также попытались уйти от туризма как основного источника доходов, развернув индустриализацию (за шесть лет правления военных доход на душу населения вырос с $700 до $1200, что было по тем временам совсем неплохо – вдвое больше, например, чем в Португалии). «Черных полковников» ненавидел не только Советский Союз и «все прогрессивное человечество» — им отказали в поддержке США, европейские страны свели отношения с режимом до минимума, а скандинавские государства вообще порвали с Грецией отношения и ввели экономические санкции. А вот поддержка полковничьего «византизма» самими греками была очень велика – до тех пор, пока в ноябре 1973-го не произошло кровавое столкновение армии с восставшими студентами Политехникума. Затем «полковники» попытались силой присоединить Кипр и потерпели поражение от турецкой армии. Авторитет военного режима рухнул, и Греция пошла по европейскому пути. Однако

менталитет греков изменился мало: роль «туристического рая» до сих пор раздражает как консерваторов, так и леваков. Нынешний бунт – это в первую очередь бунт против Европы.

Природа любит равновесие, поэтому наряду с консерватизмом в Греции так сильно левачество. Это свойство консервативных обществ: можно вспомнить, с какой яростью в католической Испании республиканцы сжигали церкви и распинали священников. В Колумбии, гордо называющей себя «самой католической страной мира», в годы «Виоленсии», т. е. гражданской войны 1948–53 годов, партизаны сжигали священников заживо.

В Греции левое движение с самого начала было сверхрадикальным. В годы Второй мировой войны греческие партизаны из ЭЛАС – повстанческой армии, созданной коммунистами, – героически сражались против оккупантов, но еще более ожесточенно они бились с некоммунистическими партизанскими отрядами – ЭДЭС (монархистов) и ЭККА (социал-демократов), в конце концов практически истребив тех и других.

Фанатизм руководства КПГ был таков, что даже Сталина они отказались слушаться: главный коммунист мира объяснял греческим товарищам, что их страна включена в западную сферу влияния, что СССР не может оказывать им помощь. «Мы не собираемся из-за вас воевать с Америкой – самой сильной державой мира!» — кричал выведенный из себя Сталин на лидера Компартии Греции Захариадиса. Все было бесполезно. В 1947 году КПГ подняла восстание, вылившееся в трехлетнюю партизанскую войну, которую консервативные силы выиграли с помощью Англии и США. Догматизм греческих коммунистов был таков, что они открыто объявляли о том, что собираются передать населенные славянами территории в Македонии и Фракии Югославии и Болгарии. Это решение вызвало массовый отток этнических греков из партизанских отрядов, но компартия свою точку зрения не изменила. Об упорстве греческих повстанцев свидетельствует такой факт: партизаны сложили оружие в конце 1949 года, но маленькие группы бойцов, отказавшихся сдаться, воевали в горах до 1976 года и сдались только после того, как новые власти объявили их… героями Сопротивления! В 1989 году уже все бывшие партизаны ЭЛАС получили военные пенсии.

Это решение повлекло за собой далеко идущие последствия. Героями были объявлены ультрарадикалы, погрузившие Грецию в пучину братоубийственной войны. И не только они:

студенты Политехникума, взбунтовавшиеся в 1973-м против «черных полковников», также стали героями и мучениками современной, европеизированной Греции. Их считают борцами за свободу и демократию, хотя это страшно далеко от действительности: на баррикады студентов вели сталинисты, маоисты и троцкисты.

Одним из лидеров восстания был преподаватель Александрос Йотопулос – сын секретаря Троцкого, прошедший курс военной подготовки на Кубе.

Его судьба весьма показательна. В 1975-м, уже после падения «черных полковников», он создает подпольную террористическую группировку «17 ноября», выступавшую против объединенной Европы, США, НАТО и мирового империализма. Другая террористическая организация – «Революционная народная борьба» (ELA) – была создана еще в годы диктатуры, но начала террор уже при демократии. Не совершив ничего заметного при «черных полковниках», леваки после их падения убили десятки людей и нанесли огромный ущерб экономике. «17 ноября» уничтожено полицией в 2004 году, но ее место заняли другие левацкие группы, такие как «Революционная борьба» – в условиях официальной героизации бунтарей по-другому быть и не могло.

Пресса справедливо указывает, что

после падения режима «черных полковников» любое применение силы властями считается в Греции преступлением против демократии. С середины 70-х вузовские кампусы в Греции обладают правом экстерриториальности – полиция не имеет права туда входить. Чем леваки и пользуются.

Погибший подросток, из-за чего начался нынешний бунт, участвовал в нападении на полицейских. Парня жалко, но если бунтари нападают на полицию, чем еще это может кончиться?

Политики, пытающиеся «оседлать» восстание, объясняют его причины по-разному. Некоторые ссылаются на угрозу безработицы и «отсутствие социальной справедливости», впрочем, не объясняя, в чем это заключается. Это обычная демагогия: в Греции с социальной справедливостью дела обстоят, пожалуй, лучше, чем в более крупных европейских странах. Более прямолинейные бунтари угрожают сжечь банки и госучреждения: они утверждают, что в стране началась социалистическая революция. Правда, как будет выглядеть социализм греческого образца, не объясняют, действуя по принципу «Главное – ввязаться в драку, а там видно будет».

Воистину не только русский бунт бессмыслен и беспощаден – греческий ничем не лучше. В нем сплелось в единой клубок то, что, казалось бы, несоединимо – протест против превращения Греции в «туристические задворки» Европы, нежелание значительной части молодежи работать официантами и гидами, подсознательный протест консервативного общества против европеизации и мятеж левых радикалов против европейских ценностей. Поддержка бунтарей вполне благополучными слоями общества, несмотря на то, что они-то больше всего страдают от этого безумия – это и есть подсознательные симпатии консерваторов к антиевропеизму, пусть и левацкому.

Греческое восстание – серия жестоких, бессмысленных и деструктивных акций. Может быть, оно заставит власти страны отказаться от героизации сталинистов и троцкистов, пересмотреть невероятную терпимость к погромщикам и бандитам, прикрывающимся громкой революционной фразой.

Не исключено, что в дальнейшем в Греции вновь усилятся правоконсервативные тенденции. Симптоматично, что сегодня более 20% греков идеализируют «черных полковников», а правый «Народный православный призыв» впервые с 1976 года вошел в парламент и сформировал фракцию из 10 депутатов. Правда, поддержка левых пока не уменьшается. Греция остается расколотой. Темных сил, готовых и дальше громить древнюю Элладу, там предостаточно.

Новости и материалы
В Орловской области повреждена энергетическая инфраструктура
Мощный пожар с детонациями начался на складах «Новой почты» в Одессе
Один из поджигателей синагоги в Варшаве оказался подростком
Украинский дрон повредил линии электропередачи в поселке Поныри Курской области
Протестующие в Тбилиси пытались проникнуть в здание парламента 
Трамп обвинил Байдена в растрате средств на размещение нелегалов
«Боруссия» переиграла «ПСЖ» в первом матче 1/2 финала Лиги чемпионов
В Харьковской области произошел взрыв
В столице Нигера подняли российские флаги
Ученые нашли точное место раскола между Африкой и Южной Америкой
Спецназ полиции применил резиновые пули против митингующих в Тбилиси
ПВО уничтожила БПЛА над Брянской областью
В Африке Land Cruiser превратили в экстремальный пикап с пулеметом
«Зенит» обвинили в инертности после двух поражений подряд
Ксения Собчак показала винтажную сумку, за которой охотятся коллекционеры
США ввели санкции против сотрудников колонии, где умер Навальный
ВС России ударили по Одессе
Стилист Бородиной высказался об «отпускном тренде за тысячи долларов»
Все новости