Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Альтернативная Родина

Специальный корреспондент издательского дома «Коммерсантъ»

Парадоксальная ситуация с альтернативной военной службой в России сохраняется уже много лет. Теоретически в конституции записано, что любой гражданин имеет право на альтернативную службу, но закона об альтернативной службе нет как нет, и поэтому каждый гражданин должен всякий раз отстаивать в суде свой выбор, на который он как бы имеет конституционное право.

Время от времени распространяются какие-нибудь животрепещущие новости про альтернативную военную службу, но ничего не меняется, хотя что, казалось бы, проще – пусть уже военные, депутаты и правозащитники договорятся между собой, и пусть молодые люди вместо бряцания оружием занимаются уходом за тяжелобольными.

Но нет же! В Нижнем Новгороде суд признал, что эксперимент, затеянный местным губернатором и распространяющийся в том числе на альтернативную военную службу,— штука совершенно законная. Ура? Нет, еще не ура, поскольку мы не в Англии живем и не в Америке, так что прецедентное право у нас совершенно не имеет веса, свойственного демократическим странам.

Дело просто в том, по-моему, что депутаты, военные и правозащитники по-разному представляют себе Родину и по-разному, соответственно, намереваются Родине служить.

Военные, видимо, представляют себе Россию как ядерную такую державу, которая постоянно отсель грозит шведу, державу, где все молодые люди бывают построены в определенном возрасте во фрунт и становятся настоящими мужчинами посредством поедания перловой каши и наматывания портянок. Довольно мрачная, но сильная и гордая собою страна, почитающая куриный окорочок верхом кулинарного искусства, а водку – идеалом виноделия. В этой стране не может быть ничего альтернативного, как не может быть неподчинения приказам в армии. Служение этой Родине сводится, в конце концов, к послушанию. Главной доблестью эта Родина считает лояльность, а главным врагом – Григория Пасько. К возможным жертвам среди личного состава и местного населения, то бишь собственных граждан и соседних народов, эта самая Родина относится спокойно, лишь бы соблюдались записанные в учебниках по стратегии нормы. Типа наступающая сторона теряет в пять раз больше обороняющейся стороны. По этому принципу строятся даже и экономические программы, и можно продавать газ, например, впятеро дешевле, если за это условный противник, которому мы продаем газ, поднимает условный белый флаг.

Есть другая Родина. Слабая и измученная вековыми катаклизмами. В этой самой Родине главной ценностью является человеческая жизнь, хрупкая и жалкая. Главною доблестью считается сострадание…

— Сострадание? – спрашивает Россия, придуманная военными.– Это мы понимаем, но это же по церковной части.

И далее следует освобождение от военной службы церковнослужителей.

— Ну, кажется с состраданием разобрались.

Альтернативная Родина бедствует, вдовствует, лежит по госпиталям, совершенно не обязательно верит хоть в какого-нибудь бога, а просто смотрит жалобными глазами. Тонет, горит и мечтает, чтобы над ней взяли управление швейцарцы.

Я очень хорошо понимаю здоровых и сильных мужиков-военных, которые не хотят служить слабой и жалкой Родине, а хотят служить Родине сильной.

Это желание объясняется тем, что каждый военный в глубине души своей – большой ребенок. Ребенок, которого Православная церковь, например, называет человеком с неполной волей. Ребенок, который счастьем для себя почитает служение сильному. Ребенок, который не умеет сам для себя построить дом и сам себе добыть пропитание и потому теряется, когда его воинская часть попадает под сокращение или оказывается вдруг, что не надо больше направлять ракеты на страны Бенилюкса.

Больших детей большинство. Взрослых мужчин – единицы. Взрослый мужчина позором для себя почитает служение сильному, и чем сильнее повелитель, тем меньше взрослый мужчина хочет ему служить. Взрослый мужчина готов служить только слабым. Вдовам, сиротам, сирым и убогим.

Я думаю, что альтернативной военной службы в России не получается именно потому, что большинство народа – большие дети. Послушание заменяет им смысл жизни. А руки недостаточно привыкли к работе, чтобы брать на себя заботу о ком-нибудь, кроме оловянных солдатиков.

Новости и материалы
Айза рассказала об интиме с Гуфом после развода
Суд вынес приговор обвиняемой в совершении теракта в центре Стамбула в 2022 году
ВСУ ушли с передней линии обороны в Бердычах
«Корочка хлеба, маслице с сахаром»: Елена Борщева о скромных радостях детства
Россиянин выгнал собаку из будки, чтобы спрятаться в ней от силовиков
В сети обсуждают свадебный образ Дарьи Поверенновой: «Идеальное платье для невесты»
В Томске лишили свободы мужчину, который украл цветы, чтобы сделать сюрприз девушке
Финансист оценил, как курс рубля отреагировал на сохранение ключевой ставки
Защита попросила Мосгорсуд отменить арест Тимура Иванова
ВЦИОМ замерил уровень доверия россиян Путину
Мужчина, оставивший 43 кошки без еды и воды в пустой квартире, получил 20 суток тюрьмы
В Кремле рассказали о подготовке визита Путина в КНР
Бывший футболист «Спартака» рассказал, что ему понравилось в матче с ЦСКА
В Кремле рассказали, как закончится спецоперация на Украине
Анастасия Решетова ответила, делает ли «уколы красоты»
Женщина рассказала, что ее возбуждает сильнее любого вибратора
Россиянин сжег дотла Volkswagen бывшей жены в Зеленограде и попал на видео
В Германии обеспокоились темпами продвижения ВС РФ на юге Донбасса
Все новости