Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Семейная терапия

Заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ»

Предпринятая депутатом Андреем Исаевым попытка дать окорот семейственности в органах государственной власти не была понята ни системой, ни ее оппонентами. Это не означает того, что сама по себе идея забыта на века. Она просто бережно отложена в сторону и рано или поздно будет востребована.

Безусловно, предложению депутата не хватало масштаба. Он считал, что «членом Совета федерации, депутатом Государственной думы не может быть гражданин Российской Федерации в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с другим членом Совета федерации, депутатом Государственной думы».

На первый взгляд, это было направлено против отца и сына Гудковых, явно вызывавших у депутата Исаева острую политическую, а может быть, и личную неприязнь. Однако с этим семейством справились и без «антисемейной кампании».

А в то же время предложение депутата, начни оно приниматься в первоначальном виде, могло бы обидеть многих куда более важных государственных деятелей. Никого бы ведь не обмануло то, что речь идет о Федеральном собрании. Понятно же, что опробовав меру на депутатах и сенаторах, ее бы примерили и к исполнительной власти.

Тут же ведь вспомнили бы про Виктора Христенко и Татьяну Голикову, имевших до самого последнего времени два министерства на одну семью. Или о тесных, но не кровных узах, связывавших министра обороны Анатолия Сердюкова и первого вице-премьера (а в какой-то момент даже и премьера) Виктора Зубкова. Неизбежно выволокли бы на свет переженившихся детей влиятельных фигур из путинского окружения: чтобы молодые семьи не бедствовали, им тут же подобрали хорошую работу в сфере госуправления. Из Санкт-Петербурга тут же бы напомнили про то, как здорово развивался бизнес Сергея Матвиенко, сына экс-губернатора Валентины Матвиенко. Помянули бы и Юрия Лужкова, который, если верить ему самому, только мешал богатеть Елене Батуриной. Да и дальше вниз по вертикали многие бы государственные жены и мужи сочли себя задетыми и обиженными.

Между тем проблема семейных отношений в органах власти — источник головной боли для ответственных лиц ничуть не меньший, чем, скажем, зарубежная собственность или управление бизнесом. Информация о подобных обстоятельствах появляется обычно в самый неудобный момент. И, хотя это по-прежнему отличный инструмент для решения конкретных проблем, в целом минусов куда больше, чем плюсов.

Поэтому отличным способом избавиться от неприятностей было бы принятие закона, согласно которому лицо, замещающее должность в исполнительной или законодательной власти, считается не имеющим родственников.

Это не предполагает, что у него их и правда нет, просто так будет считаться. Так же как будет считаться, что у многих из этих людей нет заграничной собственности или бизнеса в управлении.

Собственно говоря, «семейственность» станет еще одним индикатором лояльности: если ведешь себя хорошо, то система считает, что все вопросы улажены. Выход за флажки — обижаться не на кого, тут и квартирка на Лазурке найдется, и родня при ней.

Несанкционированное разглашение соответствующих сведений будет наказываться по всей строгости законов правового государства — такие поправки рано или поздно также поступят в Государственную думу. «Вы почему написали, что брат министра получил большой государственный заказ? Вы что, не знаете, что у министра не бывает родственников? Что значит «раньше были»? Не угодно ли по закону о клевете ответить?»

Зато можно представить, какой радостью станет прощание с государственной службой. Экс-государственный муж обретает не только свободу рук, но и близких людей. Легализация капиталов и родни станет заслуженным бонусом за службу вертикали и ее навершию.

Следующий этап — смена имен и упразднение биографий при занятии определенного поста. Организовать это чуть сложней, чем отменить родню, однако при некотором усилии дело пойдет как по маслу. Снижение репутационных рисков очевидно: раз по закону у министра или депутата нет биографии, значит, в ней и копаться нельзя под страхом строгого наказания.

На самом деле все это будет делаться не столько для ответственных работников, сколько для простых граждан: меньше знаний — меньше бессмысленных надежд.

Новости и материалы
Экс-разведчик заявил, что посольства Украины участвуют в вербовке наемников
ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области
МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
В ДНР заявили о переброске ракет ATACMS на территорию Украины
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США
Минск будет противостоять расширению НАТО
В Китае заявили о стабилизации отношений с США, но есть детали
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
Защита обжалует приговор «крабовому королю» Кану
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Все новости