«Рособоронэкспорт» и «Вертолеты России» ведут переговоры о возможности поставки в ЮАР военных вертолетов, сообщил «Газете.Ru» источник в госкорпорации «Ростех». Речь идет о замене устаревающего вертолетного парка минобороны южноафриканской республики. «Это минимум 60 машин», — уточнил источник.
Сейчас военные ЮАР используют вертолеты французского производства. «ЮАР — единственная страна БРИКС, где российских машин нет — ни военных, ни гражданских, — пояснил источник «Газеты.Ru». — Здесь велика конкуренция с традиционными поставщиками — европейскими производителями, которые сдавать позиции не планируют; так что переговоры идут тяжело».
Одним из первых шагов к выходу на южноафриканский рынок в гражданском и военном сегментах стало открытие сервисного центра по ремонту и обслуживанию вертолетов российского производства в Йоханнесбурге.
Решение о создании сервисного центра было принято в рамках соглашения, подписанного Denel Aviation и «Оборонпромом» (материнская компания «Вертолетов России») в сентябре 2012 года на салоне аэрокосмической и оборонной промышленности Africa Aerospace and Defence. Согласно договоренностям, «Вертолеты России» обеспечили центр в Йоханнесбурге необходимым оборудованием, предоставили документацию, подготовили к работе, а также организовали обучение сотрудников Denel Aviation на одном из своих предприятий — Новосибирском авиаремонтном заводе. Центр открыт 26 марта.
Парк вертолетов российского производства в Африке насчитывает около 600 единиц — это вертолеты типов Ми-8/17 и Ка-32. «Обслуживание такого парка требует организации современной системы сервисной поддержки в регионе, — сказал генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Дмитрий Петров. — На базе созданного в Йоханнесбурге сервисного центра планируется построить крупный региональный центр, который в перспективе будет способен осуществлять послепродажное и сервисное обслуживание всех моделей вертолетов российского производства в регионе южнее Сахары».
В дальнейшем Denel Aviation планирует постепенно расширять спектр услуг по послепродажному обслуживанию и капитальному ремонту не только гражданских, но и военных вертолетов, а также агрегатной техники российского производства. «В Африке, как и на других традиционных для нас рынках, российские вертолеты пользуются большой популярностью, — сказал заместитель гендиректора «Ростеха» Дмитрий Шугаев. — Поэтому очень важно оказывать сервисные услуги на месте, это позволяет поддерживать высокую эффективность бизнеса наших партнеров в регионе южнее Сахары, своевременно оказывая сертифицированной послепродажное обслуживание парка гражданских вертолетов».
Пока центр будет обслуживать вертолеты преимущественно из других стран региона. В ЮАР местные компании используют только восемь гражданских вертолетов типа Ми-8 и три Ка-32, но, как пояснил источник, это машины, зарегистрированные в Минтрансе республики без сертификата типа. Сейчас Россия ведет переговоры о возможности признания сертификатов типа авиационными властями ЮАР. Не исключалось, что о достигнутых договоренностях на этот счет могли объявить президенты обоих стран (Владимир Путин находится сейчас в ЮАР с визитом накануне саммита БРИКС) в рамках церемонии открытия сервисного центра в Йоханнесбурге, но этого не произошло, и, по данным на 22.00 по московскому времени, о результатах переговоров не сообщается.
Наряду с выведением на южноафриканский рынок гражданской вертолетной техники, Россия намерена продвигать военные машины разных типов. «Это вся экспортная линейка — Ка-62, Ми-171А2, Ми-38, «Ансат» и другие», — говорит источник в российской делегации саммита БРИКС. К тому же система послепродажного обслуживания решает проблему контрафактной продукции, уточняют в «Ростехе». «Вертолетный рынок Африки — это, по сути, черный рынок, куда российские официальные производители еще ничего не поставляют, зато здесь прекрасно чувствуют себя поставщики контрафактных запчастей, — поясняет источник. — Открыв центр в Йоханнесбурге, мы сделали первый шаг к решению и этой проблемы».
Глава Denel Group Риаз Салуджи пояснил «Газете.Ru», что эта южноафриканская корпорация и российские партнеры рассматривают варианты других совместных проектов, не только в сфере авиации, но подробности не раскрыл.