Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Четвертое кольцо сжимается в цене

Стоимость первого участка Четвертого транспортного кольца Москвы может быть снижена почти на 8,5 млрд рублей.

Стоимость первого участка Четвертого транспортного кольца Москвы можно снизить почти на 8,5 млрд рублей, подсчитала Контрольно-счетная палата столицы. Это означает, что правительство Москвы может обратиться к бизнесу с просьбой уменьшить стоимость уже заключенных контрактов. Едва ли бизнес добровольно согласится на встречный шаг, считают эксперты.

Контрольно-счетная палата (КСП) Москвы закончила проверять формирование цены строительства Четвертого транспортного кольца (ЧТК). Согласно новым расчетам, стоимость строительства первого участка дороги может быть снижена. КСП признает, что первоначальные цены госконтрактов формировались в первой половине 2008 года, а с тех пор экономическая ситуация кардинально изменилась.

Проведенные расчеты показали, что при проектировании ЧТК в цену контрактов была заложена строительная инфляция (рост стоимости строительства) в 30,7%. Кризис же сбил цены. На период с декабря 2008 года по декабрь 2011 года правительством Москвы утвержден прогнозный отрицательный коэффициент инфляции в строительстве на уровне минус 0,3%. Значительное изменение инфляции, по мнению КСП, «должно быть учтено при корректировке цены государственного контракта». Соответственно,

стоимость строительства второго пускового комплекса первого участка ЧТК за счет изменения уровня инфляции может быть снижена на 8,3 млрд рублей, отмечается в отчете.

Проверки КСП, по мнению строителей, не безосновательны. «Безусловно, пересматривать старые контракты нужно, потому что изменились расценки», — считает вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев. Экономисты вторят строителям. «Нельзя сейчас реализовывать проекты по сметам, которые были составлены до кризиса, стоимость услуг и материалов существенно изменились», — соглашается директор ЦМЭИ BDO в России Елена Матросова. Ведь «бюджеты дорожного строительства у нас даже с учетом климатических факторов заоблачные», говорит аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский.

Право строительства первого участка ЧТК летом 2008 года выиграла компания «Мостотрест», аффилированная с «Н-Транс» и «Группой Е4» Михаила Абызова. Победитель обошел других участников торгов, в том числе «Трансстрой» Олега Дерипаски. За строительство 3,8 км магистрали была предложена цена 66,2 млрд рублей, что стало самым дорогим на сегодняшний день дорожным тендером. Тогда

стоимость ЧТК сравнивали с затратами на возведение адронного коллайдера,

который в то же время построили на глубине ста метров под территорией Швейцарии и Франции. По некоторым расчетам, московское кольцо по цене обгоняло европейское в четыре раза.

Шумиха заставила администрацию Москвы задуматься об эффективности бюджетного планирования при формировании заявок и ужесточить порядок согласования начальной цены госконтракта. «Сейчас оценку стоимости работ проводит технический заказчик в лице «Москапстроя», однако, поскольку он является коммерческой структурой, данные оценки предлагается дополнительно согласовывать с одним из органов исполнительной власти города», — заявляли в КСП осенью 2009 года.

В результате своих подсчетов аудиторы призывают правительство Москвы и строителей перезаключить контракты на более разумных условиях. «Мы понимаем, что контрактные договорные отношения регулируются гражданским кодексом. И в контракты могут быть внесены изменения только по соглашению сторон, — напомнил «Газете.Ru» аудитор КСП, проводивший проверку стоимости ЧТП, Виктор Фабисович. –

Мы думаем, что правительство Москвы может подготовить предложение подрядчику о снижении стоимости работ, и надеемся, что строители согласятся».

Строители добровольно не станут перезаключать контракты, полагают эксперты. «Если власть сама не произвела перерасчет этих контрактов, она упустила возможности», — возражает Апрелев. «По Гражданскому кодексу заказчик сам не имеет право менять контракт», — напоминает президент Ассоциации дорожных проектно-изыскательских организаций РОДОС, бывший замминистра транспорта Олег Скворцов. По его мнению, подрядчикам «будут выкручивать руки». «Если будет доказано, что при заключении договора были какие-то ошибки или махинации, то надо идти в суд, а не давить на подрядчиков», — считает Скворцов. В департаменте дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы «Газете.Ru» подтвердили, что знают о заявлении КСП, но объяснить, как именно власть собирается перезаключать контракт, отказались, ссылаясь на болезнь руководителя департамента.

Проверки КСП, по сути, означают желание федеральных властей понять, куда тратятся средства бюджета.

«Стройка – это дыра, в которую, как в бермудский треугольник, могут исчезать деньги»,

— подчеркивает Апрелев. Дело в том, что Россия осталась одной из немногих стран, в которой до сих пор используется плановая система ценообразования. «В мире уже давно не работают с такой низкой точностью», — заявляет Скворцов. По данным экс-министра, если на Западе ошибки в расчетах могут достигать максимум 10%, у нас они иногда составляют и 100%. Не исключено, что и сумма 8,3 млрд рублей «более или менее взята с потолка», говорит Скворцов.

Чтобы получить настоящие данные, необходимо создавать независимые комиссии, в один голос заявляют эксперты. «Любая проектно-сметная документация должна пройти экспертизу, причем выбор экспертной комиссии должен быть не государственный», — считает экс-депутат Госдумы, бывший член комитета ГД по энергетики, транспорту и связи Николай Ботка. До тех пор пока «её будут определять коррумпированные чиновники», толку не будет.

Настоящей экономии бюджетных средств можно добиться только в случае открытых и честных аукционов. «Согласно Федеральному закону № 94, при строительстве объектов государственных и муниципальных нужд должен назначаться аукцион на право заключить контракт», — напоминает Ботка. По данным эксперта, в 2008 году понижение цены на таких аукционах доходило до 30–40%. «Увы, такие аукционы применяются далеко не везде», — сокрушается Апрелев.

Новости и материалы
В сеть слили цену неанонсированного планшета Google
Блинкен заявил о готовности США ввести новые санкции против Китая
В продолжении «Универа» «ботаника» Валю ждет преображение
Россиян предупредили об опасности йода и зеленки
Терапевт Тарасов: антисептик на основе йода нельзя наносить на открытую рану
В Госдуме не считают, что приставы с оружием «будут поголовно нарушать законы»
Виновник взрыва Toyota экс-офицера СБУ в Москве пожаловался на арест
В Краснодарском крае загорелась гостиница
В Германии рассказали, почему американские деньги для Киева обрадовали ЕС
Названы два главных плюса синтетической одежды
В Кремле анонсировали выступление Путина на заседании Совета законодателей РФ
Защита заместителя Шойгу будет настаивать на передаче его дела ГВСУ СК
Дело об убийстве семерых человек в Херсонской области рассмотрит военный суд
В музее современного искусства «Гараж» в Москве проходят обыски
В России на 30% выросли цены на обслуживание автомобилей
Постпред России заявил о сложных отношениях с Западом в Организации по запрету химоружия
«Есть проблемки»: Ташуев объяснил свой уход из «Факела»
Смартфон оказался популярной альтернативой вибратору
Названа самая большая проблема загрязненных после Чернобыльской аварии областей России
Все новости