Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
«Дешевле закупить реагенты, чем нанять дворников»

500 тыс. тонн противогололедных реагентов используют в Москве за зиму

В Москве за зиму может быть использовано до 500 тыс. тонн противогололедных реагентов и гранитного щебня. На химикаты город потратит как минимум 5,5 млрд рублей. Эксперты считают, что от чрезмерного использования коммунальными службами реагентов страдают не только экология, пешеходы и животные, но и автомобилисты - гранитная крошка разрушает антикоррозийное покрытие кузова, которое затем разъедает соляной раствор.

Холодная погода с осадками в виде снега пришла в Москву в этом году неожиданно для большинства горожан — уже в середине октября. Более того, по прогнозам метеорологических служб, надвигающаяся зима будет очень холодной и снежной. «Газета.Ru» разбиралась в том, какое количество реагентов необходимо для безопасного передвижения автомобилей и пешеходов в зимний период.

Как сообщили «Газете.Ru» в департаменте ЖКХ и благоустройства Москвы, в течение зимнего сезона по действующим нормам, в зависимости от погодных условий, может быть использовано до 147,5 тыс. тонн жидких, 211 тыс. тонн твердых и 143,5 тыс. тонн комбинированных реагентов. Однако в ведомстве отмечают, что если зима окажется бесснежной, то реагенты могут использоваться и в меньших количествах.

Стоит отметить, что в 2013 году Москва закупила около 550 тыс. тонн реагентов. Остатки химикатов с прошлой зимы уже используются коммунальными службами сейчас и, согласно раннее звучавшим заявлениям руководства департамента ЖКХ и благоустройства, покроют большую часть от необходимого в этом году количества.

При этом на данный момент коммунальные службы еще не запаслись реагентами впрок. Аукционы на закупку порядка 500 тыс. тонн химикатов пройдут только 31 октября. Впервые реагенты в Москве будут приобретаться сразу на два сезона вперед.

Уже известно, что на химикаты будет потрачено как минимум 5,5 млрд руб. В 2013 году на закупку реагентов было израсходовано около 6,2 млрд. руб.

Таким образом, количество закупаемых столичными властями химикатов для зимнего содержания дорог выросло за последние три года в несколько раз — зимой 2011/2012 года было приобретено около 115 тыс. тонн реагентов.

Дороги в Москве коммунальные службы по-прежнему будут обрабатывать жидкими противогололедными реагентами, которые представляют собой растворы солей кальция и натрия 28-процентной концентрации — светлые прозрачные жидкости, не содержащие нерастворимого остатка. Кроме того, дороги в столице будут обрабатывать и твердыми противогололедными реагентами, состоящими из пищевой поваренной соли, хлористого кальция и формиатов, которые представляют собой кристаллы белого цвета.

В департаменте ЖКХ уверяют, что поставляемые в Москву противогололедные реагенты проходят обязательный контроль качества на соответствие технических, химических и экологических параметров. Контроль же осуществляется специализированными лабораториями, имеющими государственную аккредитацию.

Однако, как данное вещество воздействует, к примеру, на автомобильные шины или кузов и проводились ли на этот счет какие-то исследования, в департаменте ответить не смогли.

Пешеходные зоны и дворы домов в Москве коммунальные службы, как и ранее, планируют обрабатывать комбинированными реагентами, в которые помимо солей добавляют гранитную крошку.

«Используемые комбинированные реагенты имеют 4-й класс опасности по ГОСТу и относятся к малоопасным веществам»,

— так в департаменте ЖКХ отвечают на вопрос о безопасности реагентов для детей и домашних животных.

Ведущий научный сотрудник ФГУП ИРЕА Научно-исследовательского института химических реактивов и особо чистых химических веществ Юрий Орлов считает, что наибольший вред городской среде наносят именно большие объемы применения реагентов, доходящие до нескольких сотен тысяч тонн в год. «Изменить ситуацию можно, только совершенствуя технологию зимнего содержания дорог, — рассказал «Газете.Ru» Орлов. — Сегодня в Москве самая совершенная технология в России, но ее и дальше можно и нужно совершенствовать. Необходимо переходить на автоматизированную технологию зимнего содержания дорог. Много об этом сказано и написано, но воз и ныне там».

Что касается использования реагентов для очистки тротуаров и дворовых территорий, то сегодняшняя технология, по мнению эксперта, далека от совершенства. «Именно при использовании реагентов на тротуарах происходит основное загрязнение городской среды, — поясняет собеседник. —

Если с дорог 80–90% реагентов со снегом вывозится на снегоплавильные пункты, то в остальных случаях все остается на месте применения, в результате чего соли накапливаются в почве».

Председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков также обращает внимание на слишком большие объемы использования реагентов в Москве. «Последние три года мы наблюдаем всплеск числа жалоб граждан на реагенты, — рассказал «Газете.Ru» Аншаков. — И это, несомненно, связано с тем, что поливать дороги и тротуары химикатами стали гораздо чаще. При этом три года назад объемы использования реагентов были сокращены в несколько раз – и ничего, город не встал в пробках. Но потом, судя по всему, московские власти решили, что дешевле закупить реагенты, чем нанять дворников».

По словам Аншакова, от реагентов в столице страдает не только огромное количество пешеходов и животных, но и большое число автомобилистов.

«Гранитная крошка «бомбардирует» днище автомобиля, в результате чего портится антикоррозийное покрытие кузова, которое затем разъедается соляным раствором»,

— поясняет собеседник. – В целом можно с уверенностью сказать, что ущерб москвичей несоизмерим с той выгодой, которую получает московское правительство от увеличения объемов применения реагентов».

Правозащитник считает, что количество химикатов, используемых в Москве, должно быть серьезно сокращено. «Как минимум можно посмотреть на опыт северных городов в других странах, — говорит Аншаков. – Да, похожие реагенты там используются, но в значительно меньших количествах. У нас же дороги поливаются реагентами безостановочно в течение всего зимнего сезона».

Профессор кафедры строительства и эксплуатации дорог МАДИ Никита Борисюк считает, что используемые сегодня реагенты оптимальны с точки зрения эффективности, но оказывают при этом негативное воздействие на окружающую среду.

«NaCl (хлорид натрия) широко использовался в качестве реагента и раньше, — рассказал «Газете.Ru» Борисюк. — В какой-то момент его запретил применять для очистки дорог мэр Москвы Юрий Лужков.

Но потом вещество начали применять снова, уже в смесях. NaCl действительно эффективен и стоит недорого.

Но у него есть недостатки – это негативное влияние на зеленые насаждения, коррозия метала и бетона».

Напомним, что прошлой зимой в двух районах Москвы случились крупные аварии, которые могли произойти из-за полива асфальта в условиях заморозков. Первая автокатастрофа произошла на Северянинском мосту, где участниками ДТП одновременно стали около 30 транспортных средств. Все они столкнулись с интервалом в несколько минут по всей ширине многополосной магистрали. В числе участников ДТП оказались не только водители легковых автомобилей и грузовиков, но и маршрутных такси, автобусов, троллейбусов и даже скорой помощи. По словам очевидцев и участников ДТП, дорога была покрыта коркой льда. В итоге водители при попытке затормозить не могли остановить свой автомобиль, и машины врезались друг в друга, как на катке. Очевидцы винили во всем дорожные службы. После того как они полили дорогу, она покрылась тонким слоем наледи и превратилась в каток, а водители в это время года еще почти не начали «переобуваться» в зимнюю резину.

Еще одна авария, в которой обвинили поливомоечные машины, произошла на Волоколамском шоссе. Водитель SsangYong Kyron не справился с управлением и вылетел на встречную полосу. Внедорожник угодил прямиком в Daewoo Matiz с подмосковными госномерами, за рулем которого находилась 30-летняя женщина. После мощного удара в лоб небольшой хрупкий автомобиль оказался сильно деформирован, его водитель получила тяжелые травмы и скончалась на месте. Формальный виновник ДТП, водитель Kyron, после случившегося напрямую обвинил во всем «поливалки», которые непосредственно перед аварией обработали этот участок дороги. После этого трасса, со слов водителя, покрылась настоящей ледяной коркой.