Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Мэр полумер

Московские автомобилисты не скоро увидят Москву свободной от пробок

Thinkstock/Fotobank.ru
Эйфория предвкушения свободы от пробок у московских автомобилистов сошла на нет. Заторы в столице бьют рекорды. Превентивные меры, принимаемые новыми властями, транспортных проблем не решают. Столичным водителям остается рассчитывать на себя.

В течение месяца столичные власти ежедневно рапортуют с телеэкранов о новых мерах по борьбе с заторами, между тем в среду в Москве были зафиксированы рекордные в этом году пробки: загруженность дорог, согласно данным портала «Яндекс.Пробки», была на уровне 10 баллов.

Машины еле ползли по городу. Многие застряли в пробке более чем на шесть часов. Кто-то не выдерживал, бросал машину на дороге или на обочине на Третьем транспортном кольце, рискуя, что к утру ее эвакуируют.

Пока город погрузился в транспортный коллапс, новые московские власти самоустранились от проблемы. Дождь традиционно замедляет трафик минимум на 20 процентов, однако население о предстоящих пробках не предупредили. Более того, никаких мер не было принято, когда Москва остановилась. Регулировщиков на перекрестках видно не было, официальных выступлений ни со стороны ГИБДД, ни от администрации города не последовало ни в этот вечер, ни на следующий день.

При этом за месяц пребывания Сергея Собянина на посту мэра Москвы мер по решению транспортных проблем было предложено больше, чем за все годы правления Юрия Лужкова. Практически каждый день столичные власти в рамках борьбы с пробками высказывают новые идеи. Однако первые же инициативы новых властей по укрощению пробок показали, что ни мэр, ни его команда понятия не имеют, как победить заторы в Москве, а высказываемые идеи транспортной проблемы не решат.

Аккурат после заявления Собянина о катастрофическом дефиците в столице машиномест неожиданно для всех автомобилистов чиновники зачистили стоянки на Тверской и Малой Дмитровке.

Эти парковки не были включены в движение, но теперь там машины не стоят и не ездят: территория огорожена лентой. Автовладельцы, в свою очередь, в три ряда стали парковаться в соседних переулках, а аренда офисных помещений на Тверской упала вдвое. Пробок меньше не стало.

Другая инициатива — масштабная борьба с торговыми палатками вдоль дорог и у станций метро — на первых порах получила поддержку москвичей. В некоторых районах, например возле метро «Кузьминки», выяснилось, что за грязными и полуразвалившимися ларьками была спрятана парковка. Однако уже через три недели палатки стали возвращаться на свои прежние места, а их владельцы готовят против районных префектур иски в суд.

Подобное непостоянство решений настораживает. Сегодня градоначальник может выступить с одной инициативой, а на следующей день — с противоположной. В плане, опубликованном на сайте мэрии, свалены в кучу более 100 разных предложений по организации движения в Москве. Среди них есть и платный въезд в центр города. Первыми на такой шаг пошли лондонские власти, которые через пять лет после проекта признали, что эта мера оказалась неэффективной, и подумывают вовсе отказаться от нее. И, хотя московский мэр в объективы телекамер пообещал не делать въезду в центр платным, неизвестно, не поменяет ли он свое решение завтра.

Скорее всего, уже в будущем году будет ограничен въезд фур в Москву — об этом Собянин много говорит со дня своей инаугурации. Однако это может не только не разгрузить дороги, но и дать обратный эффект. На место одной фуры придут пять «Газелей», которые еще больше забьют дороги, а издержки торговли вырастут, что в итоге отразится на конечной цене товаров для потребителей.

Из отдельных выступлений Сергея Собянина стало ясно, что он был бы не против сделать езду на автомобиле в Москве вовсе невыгодной: покупая автомобиль, водитель должен озаботиться и будущей парковой, стоимость которой должна быть выше стоимости машины, как это происходит в Сингапуре — мегаполисе с наиболее жесткими методами борьбы с пробками.

Однако общественный транспорт в Москве явно не сможет вместить весь поток москвичей и гостей столицы. Метро уже задыхается от избытка пассажиров, маршруты трамваев и троллейбусов часто проложены там, где они уже мало востребованы.

Многие идеи столичные чиновники подсматривают на Западе. Однако наивно полагать, что опыт, например, Нью-Йорка или Лондона может прижиться в Москве.

Каждый город уникален в своей планировке. Например, Нью-Йорк и современный Токио в отличие от Москвы проектировались уже в эпоху, когда автомобиль был изобретен. Но и первые пробки там появились почти на полвека раньше, чем в Москве, которая умудрилась повторить все градостроительные ошибки других мегаполисов. Точечная застройка, торговые комплексы в черте города, бессистемное возведение высоток — все это только усугубляло дорожную обстановку в городе. И решить ее можно только путем сноса этих гигантских сооружений, которые по всему периметру душат транспортные артерии города. Но,

учитывая, что Собянин не смог победить маленькие ларьки с пирожками, говорить о том, что он начнет убирать торговые центры из города, не приходится.

Московские автомобилисты, в свою очередь, не дожидаясь раскачки властей, начинают сами изобретать способы борьбы с пробками. В сети появилась система видеомониторинга столичных дорог «Пробки из окна». Энтузиасты размещают на окнах своих квартир веб-камеры, направленные на дороги, и в режиме реального времени передают информацию о плотности трафика. Вероятно, это была самая эффективная мера за последний месяц.