Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Готов к труду и обороне

История модели Pontiac GTO

Если вы хотите лететь, как ветер, то зачем вам две тонны веса? А если вы хотите кого-то побить, не проще ли остановиться? Нет! - ответят поклонники Pontiac GTO, автокульта 60-х, живущего в Штатах до сих пор.

Мощный рык всегда сообщит вам, кто тут хозяин прерий. Формулу поведения GTO в американском кино можно выразить шуткой Жванецкого про кортежи с мигалками: «Посторонись, большая жизнь летит!». Так или иначе, в лучшие годы эта идея собирала 100 тысяч клиентов — GTO в разных серийных формах прожил с 1965 по 1974 год, а позже остался спортивной опцией. Совсем неплохо. На самом деле этот тренд чувствовали в Детройте уже давно, но никто толком не знал, как его ухватить.

С того момента, как миллион молодых американцев побывали в Европе с экспедиционным корпусом, европейские нравы, будь то оргии или тяга до спорткаров, то и дело подтекали в пуританскую Америку (что там, если и сегодня в прыщавых тинейджерских фильмах «розовая мечта американского школьника» — это Дикий Европейский Секс).

К концу 40-х годов Европа для американца значила все запретное: купальник бикини, обнаженку в кино и машину, не похожую на бабушкин комод.

Немудрено, что богема сметала «Ягуары», и наиболее дальновидные генераторы автоидей все 50-е подбрасывали клиентам то Chevrolet Corvette, то Ford Thunderbird, то Studebacker Avanti. Увы, блеснув как молния, эти машины не делали погоды.
Только в начале 60-х годов в права вступило новое поколение бэби-бумеров — двадцатилетние дети солдат Второй мировой. Откормленные, капризные, чудаковатые малыши целыми колледжами брали на вооружение повадки сливок богемы. Они требовали что-то похожее на себя — толстого красивого парнишу, выросшего в рычащего накачанного бунтаря. Именно таким и стал Pontiac GTO, выпестованный из серийного Pontiac Tempest, которому были приданы исключительные техданные и дизайн.

И, хотя GTO опоздал родиться, уступив пик успеха «Мустангу», именно Pontiac перехватил статус законодателя мод к концу 60-х годов.

Это десятилетие историки Детройта характеризуют схваткой двух молодых дарований, явно предвосхитивших, да во многом и воспитавших мир яппи. У Ford был Ли Якокка, сумевший просчитать Mustang, у General Motors — тоже молодой и тоже хищный Джон Делореан.

Поработав на Chrysler, он ещё молодым человеком сумел стать главным конструктором Packard, но в середине 50-х покинул почтенную фирму, протестуя против перехода на дешевое. Так он оказался во главе отделения Pontiac. В его личном деле, будь оно беспристрастным, наверное, значилось бы: плейбой, игрок, отчаянный кутила, индивидуалист, драчун, завсегдатай клубов и в то же время предприниматель-романтик, уже в 80-х арестованный якобы за торговлю наркотиками ради спасения автобизнеса. Лучшего прототипа для GTO не найти.

Делореан взял 350-сильный двигатель V8 от модели Bonneville и вместе со спортивными опциями в 1964 году предложил его на модели Tempest, пытаясь отбиться от фордовского «Мустанга». По внешности все было в традиции старых моделей 50-х со сдвоенными фарами и радиатором, сведенным в перемычку по центру. Только год спустя, когда рынок взорвался купе, дизайн был срочно изменен: кузов накачали, фары стали горизонтальными, второй подбородок бампера убрали, так что машина приобрела динамичный вид. Pontiac шли нарасхват, и вскоре уже «Кадиллак» сменил горизонтальные фары на вертикальные, благо дизайном и «Корветтов», и «Понтиаков», и «Кадиллаков» рулил все тот же Билл Митчелл.

А главное, если «Мустанг» тянулся к изяществу Европы, то в формуле GTO зарычала Америка.

Машину ещё раз преобразили в 1967 году. Кузов вытянулся и окуклился до фастбэк в стиль продвинутым тюнинговым моделям 40-х. Это был эталон Muscle Car, «накачанное авто», всем своим обликом говорившее миру: «От винта!!!» — и словно подминавшее под себя конец 60-х годов. Опросы свидетельствовали, что в знаковом 1968 году хотения Америки в автомобиле сводились к формуле «мощь, комфорт, безопасность» за сумму около 3 тысяч долларов. По многочисленным просьбам трудящихся на модели 1969 года за мощь отвечали двигатели V8 до 370 л. с., габариты, оставленные «барокко», сохраняли комфорт, и жесткое купе с длинным капотом как бы обещало безопасность.

В начале 70-х объем двигателя и вовсе довели до 7,4 литра. То, в чем янки не признались, но чего они, по совести, жаждали и что и делало GTO, — так это была эффектность. 300-сильные двигатели были и в 50-х, но GTO позволял «показать себя».

Можно было регулировать выпуск и, соответственно, мощь и тем самым звук, шум, рев. Враги глохнут — ну что ещё нужно для счастья?

Страсть проявилась и в окрасе всех оттенков огня. Правда, по итогам продаж бунтарского 1968 года лидировали «Понтиаки» менее горячих тонов: зеленый металлик. Официальная легенда гласит, что цвет предложила жена одного из директоров отделения Pontiac, подсунув мужу зеленую пепельницу с металлическим отливом.

Манера «задать жару» проявилась и в имени младшего собрата — Pontiac Firebird, и в люксовой версии понтиачих «мускулов»: Pontiac Gran-Prix имел хищный клин радиатора и водительское место а-ля гоночный болид. В конце 70-х накачанные сигарообразные купе были абсолютными лидерами. И люкс, и нижний сегмент вертелись вокруг этой концепции.

Но начиная с 1971 года «мускулы» слабели, и рецессию 1975 года Pontiac GTO встретил уже классикой, уволенной с производства…

То же вышло и с Джоном Делореаном. Его так и не назначили главой «Дженерал Моторс», он ушел со скандалом, выдав по пути, как дурят клиента, продавая одно и то же под разными кузовами. Сегодня GTO с рыком врывается в стадо мирных автолюбителей в голливудских сказках. Или становится суперкаром для «больших детей» вроде Вина Дизеля в XXX. Или частью коллекции Вэла Килмера. Да мало ли найдется ролей для старого бунтаря?!

Новости и материалы
Производители автомобилей могут начать «ценовые войны» в России
Зоозащитница напала на дюжину охотников и отправила двоих в больницу
Марочко заявил об уничтожении базы наемников, готовивших теракты в Белгородской области
Овечкин оформил дубль в матче НХЛ
Солдату ВСУ пришлось сдаться в плен российским бойцам из-за некачественного автомата
Российская армия захватила американский бронетранспортер
Врач объяснила, с какого возраста дети начинают видеть сны
Глава минобороны Южной Кореи заявил, что не может дать оценку событиям в Буче
На Украине увидели истребитель МиГ-29 с французской высокоточной бомбой
В Приамурье спасатели начали искать пропавших под завалами на руднике людей
Украинские беспилотники уничтожены над Белгородской и Воронежской областями
Движение грузовиков по Военно-Грузинской дороге приостановлено
В Пакистане произошло землетрясение
Куба сделает прием карт «Мир» обязательным условием для работы всех заведений
Глава «европейских левых» заявил, что пришло время для переговоров по Украине
Российские войска сбили ударный вертолет ВСУ на Артемовском направлении
В Госдуме назвали возможные сроки перехода на прогрессивную систему налогообложения
Вертолет МЧС вылетел для эвакуации спасенных туристов на Камчатке
Все новости