Пенсионный советник

Прокурорский стандарт

Банк «Русский cтандарт» выполнил требование Генпрокуратуры об отмене комиссионных сборов при получении потребительских кредитов

Сюзанна Камара 17.08.2007, 10:23
Фото: ИТАР-ТАСС

Банк «Русский cтандарт» выполнил требование Генпрокуратуры об отмене комиссионных сборов при получении потребительских кредитов. Юристы отмечают, что ряд требований силовиков не совсем законны. Судя по всему, Генпрокуратура пытается отработать на банке новые правила игры, которые затем будут установлены на всем рынке.

Согласно официальному сообщению Генпрокуратуры, по ее требованию «Русский cтандарт» «принял меры к восстановлению нарушенных прав граждан в сфере потребительского кредитования». С 15 августа заемщики могут воспользоваться потребительскими кредитами «Русского cтандарта» без взимания платы за обслуживание счета и комиссии за расчетное обслуживание. Такое решение было принято на общем заседании совета директоров банка.

Также под воздействием прокуратуры банк решил смягчить отношения с проблемными клиентами. С таких заемщиков не станут взимать плату за пропуск платежей и неустойки при проведении реструктуризации задолженности — такая реструктуризация делается при форс-мажорных обстоятельствах. Прокурорское ведомство сделало «Русскому стандарту» еще одно уникальное предложение: прекратить деятельность по переуступке прав требования к гражданам в собственное коллекторское агентство по сбору долгов банка.

Интерес Генпрокуратуры к финансовой деятельности лидера потребкредитования возник после неоднократных претензий Роспотребнадзора к банку о незаконно взимаемых с граждан комиссиях при выдаче кредитов. После чего в банке были проведены различные проверки.

Свое решение Генпрокуратура обосновала огромным количеством жалоб заемщиков.

Больше всего претензий предъявлялось именно к «Русскому стандарту». Особенно ведомство возмутило то, что гражданам по почте рассылаются кредитные карты с предложением их активации по телефону на выгодных условиях. При этом вся информация о предоставляемой услуге до потребителя не доводилась, и реальная процентная ставка за пользование кредитом оказывалась в несколько раз выше заявленной, отмечается в сообщении ведомства. «Также на потребителя возлагается обязанность по открытию банковского счета, за обслуживание которого взимаются дополнительные платежи, вводятся штрафные санкции за пропуск очередного платежа по погашению кредита, комиссия за кассовое обслуживание и так далее», — говорится в сообщении.

По мнению представителей Генпрокуратуры, все перечисленные действия приводят к возникновению у потребителя значительных задолженностей.

Как рассказали в ведомстве, в рамках проведения проверки банка на переговоры был приглашен председатель совета директоров «Русского стандарта» Рустам Тарико, которому были предъявлены претензии в нарушении прав граждан при предоставлении потребительских кредитов. «Представленная нами информация была воспринята руководством банка адекватно, после чего были приняты соответствующие меры по реализации всех наших требований», — заявил «Газете.Ru» представитель Генпрокуратуры.

Стоит отметить, что еще в мае этого года «Русский стандарт» самым первым из отечественных банков раскрыл размер эффективных ставок по собственным кредитным продуктам и представил ряд новых, без взимания комиссии. В частности, банком были представлены «бескомиссионные» кредитные карты. Владельцев «старых» кредитных карт обещали до конца года также перевести на «бескомиссионный» тариф. На данный момент в банке действует более 60 видов потребительских продуктов. Как заявлял председатель правления банка «Русский стандарт» Дмитрий Левин, если весной примерно по 10% из них не взимались комиссионные сборы, то с 15 августа банк вообще не выдаст ни один кредит с опцией «дополнительные комиссии». Что касается заемщиков, взявших кредит до вышеуказанного срока, то обязанность выплачивать по нему все обязательные платежи, включая и комиссии, никто не отменял: оплата будет производиться согласно договору, заключенному в момент получения кредита.

Однако специалисты считают, что некоторые требования к банку незаконны. По словам юристов, даже Генпрокуратура не может заставить банк отказаться от коллекторской деятельности, тем более что российское законодательство предоставляет возможность передачи долгов третьим лицам. Однако в Генпрокуратуре говорят, что данное требование основано исключительно на основании массовых жалоб заемщиков.

По словам управляющего партнера адвокатского бюро «Смаль и партнеры» Максима Смаля, с точки зрения закона к деятельности банка «не прицепишься», но с моральной точки зрения Генпрокуратуру понять можно. «Вероятно, ведомство усмотрело двусмысленность в действиях банка, клиенты которого с легкостью получали кредитные деньги и не подозревали о возможности попадания в «крепкую» долговую яму», — полагает эксперт. Также, по его словам, Генпрокуратуру могли насторожить жалобы заемщиков на методы работы «сборщиков» долгов. «Но предъявлять претензии только к банку глупо, часто причиной невозможности платить по кредиту может стать банальная финансовая неграмотность банковского клиента», — отмечает юрист.

В самом банке официальных комментариев пока не дают, однако источник «Газеты.Ru» пояснил, что ничего страшного в отказе от своего коллектора нет. «Просто теперь банк будет по-другому собирать долги, речь идет лишь о смене способа сбора и исключения досудебного этапа работы с проблемным должником», — отмечает источник. Далее источник отметил, что в случае злостной неуплаты за возвратом кредитных денег банк обратится сразу в суд.