Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Казанова играет Кастанеду

Дина Годер 19.03.2004, 16:02
Фото: www.goldenmask.ru

Главным событием последней части юбилейных гастролей «Золотой маски» станут спектакли с участием Александра Лыкова, игравшего Казанову в сериале «Менты».

Последний тайм юбилейных гастролей перед началом самого фестиваля «Золотая маска» - это неделя Новой драмы. Предупреждаю сразу: здесь мейнстрима не будет, и, вы всегда рискуете попасть на что-нибудь, выглядящее странно, дико, малоприлично или самодеятельно. Впрочем, те спектакли, которые попали в нынешнюю юбилейную программу, уже опробованы на фестивале Новой драмы и имели успех, правда у своей, молодой, отвязной публики, несколько отличающейся от солидного зрителя «Маски». И все же.

Все начнется сегодня спектаклем питерской Театральной мастерской АСБ «Я… она…не я и я», затем тот же театр покажет «Активную сторону бесконечности» по Кастанеде. Главное в этих спектаклях то, что в них играет Александр Лыков – потрясающий актер, москвичам известный только по сериалам (он был Казановой в «Ментах»).

В родном городе Лыков, уйдя из «Ментов», довольно долго находился в простое и вот тогда знаменитый театральный экспериментатор Клим и написал для него, - как антидепрессивное восстановительное средство - пьесу-монолог с непонятным и сбивчивым названием.

В сущности, Лыков рассказывает все время о самом себе, со всеми своими комплексами, амбициями, уходами, но это не байки, а некая попытка понять свое место в мире – отношения с профессией, с женщинами и богом, а, прежде всего – с самим собой. Этот захлебывающийся монолог - поток сознания, смешавший тоску с самоиронией, страх бездарности, желание любви, попытку разобраться в своих отношениях со зрителем и театром. Все это – «план побега» Казановы к себе, Александру Лыкову. Нынешней осенью на фестивале «Новая драма» эта кипящая смесь, словно смола летела на зрителя с первых минут спектакля: на самой высокой ноте, дикой скорости и бешеном напоре. Лыков то не шелохнется, то носится по сцене, весь – скрученный нерв. Он кричал на разрыв, не боясь пошлости, дурного вкуса, тривиальности и брал - искренностью, болью и такой мощью, которой не найти адекватного описания. В финале были долгие овации и Лыков, не зная, как соответствовать этой любви, танцевал, ходил колесом и пел-орал тот французский мотив, что сопровождал спектакль.

«Активная сторона бесконечности» тоже написана Климом для Лыкова. Только, когда ее в прошлый ее привозили в Москву, он играл в паре с очаровательным, мягким и непосредственным актером Дмитрием Поднозовым, замечательно оттенявшим безумный напор и страсть Лыкова. Теперь, говорят, актер будет другой. И все равно, я полагаю, сходить на этот спектакль стоит даже тому, кому не близок Кастанеда.

Там, где, кажется, что вместо актерства - просто сплошное живое мясо, на самом деле - невероятное техническое мастерство: громаду монологов Лыков несет на такой скорости, что зритель не просто не успевает за движением мысли – он забывает дышать, а в момент паузы ловит ртом воздух, хватаясь за сердце.

Далее покажут два спектакля кемеровского театра «Ложа», знаменитого тем, что его когда-то создал Евгений Гришковец. В сущности, «Ложа» - театр самодеятельный, хоть и нельзя так называть команду, которая спектаклями зарабатывает деньги. Он самодеятельный по своей эстетике, по природе своего обаяния и своих неудач. И, тем не менее, ничего не бойтесь и смело идите смотреть: обещаю, что будет смешно.

«Угольный бассейн» написан в технике «документальной драмы», то есть по материалам интервью с реальными людьми, в данном случае - с шахтерами. И все же я ни за что не поверю, что авторы-актеры «Ложи» ничего не выдумали, настолько уморительно абсурдными получились рассказы якобы настоящих шахтеров. Мне больше всего понравилась история молодого шахтера о своем отце, который дважды в месяц, в зарплату, устраивал «праздник» - покупал груду пирожных «Картошка» и, с порога, устраивал расстрел ими всей семьи. И сын вспоминал, как было здорово потом, все время до следующей отцовской зарплаты, соскребать со стен и есть остатки «гранат». «Планету неведомых сил добра» тоже сочиненную самими актерами вместе с режиссером, я, честно говоря, не видела. Но говорили, что сюжет о добром Супермене, который пришел в провинциальный город, чтобы разрешить все проблемы его жителей, тоже получился невероятно смешным.

Следующим номером программы будет «Культурный слой» из тольяттинского Театрального центра Голосова-20. Это скорее презентация драматургии, чем спектакль. Сама по себе постановка ребят из Тольятти представляет собой вполне самодеятельное зрелище, но сочинившие пьесу братья Дурненковы (младший из которых – Михаил – в ней тоже играет) были сочтены открытием последнего фестиваля «Новая драма». Тогда по пьесам братьев было сыграно целых два спектакля, и еще одну пьесу прочли во время «дня Тольятти» на спецпрограмме. Самая близкая литературная аналогия для их текстов с внезапно возникающем среди реальности мороком – Владимир Сорокин. Например, в пьесе «В черном-черном городе», косноязычные крестьяне, болтавшие на завалинке, вдруг разражаются длиннющими прихотливыми монологами с рассказами о каких-то явно потусторонних событиях своей жизни. И даже парализованная старуха извергает громадный поэтический текст, набитый вывернутыми наизнанку метафорами и компьютерной лексикой. А в «Трех действиях по четырем картинам» сюжет, основанный на трех жанровых картинах некоего передвижника, из стилизации драмы о жизни писателя-разночинца постепенно мутирует в издевательский и двусмысленный сюжет, где приличный господин оказывается извращенцем, писатель-реалист – наркоманом, кружок анархистов, борющихся за современное искусство – блудливыми перформансистами - провокаторами.

Толстая юродивая баба, повернувшись к героям спектакля задом, издает звук «загрузки системы Windows».

Вторым спектаклем, о котором я говорила (по пьесе Дурненковых на Новой драме), была постановка Михаила Бычкова в воронежском Камерном театре, она тоже приедет сейчас. Спектакль называется «Две маленькие пьесы», одна из которых и есть фантастическая «В черном-черном городе» Дурненкова-старшего. Камерный театр привезет и еще одну свою постановку – «Зиму» Гришковца. На самом-то деле «Зима» уже относится к самому фестивалю «Золотая маска» и участвует в ее конкурсе по многим номинациям, но я думаю, что в контексте Новой драмы история про встречу в зимнем лесу двух диверсантов со Снегурочкой, будет смотреться очень хорошо.

А там – набирайтесь сил. Грядет «Маска»!

Театральная мастерская АСБ, Санкт-Петербург, спектакли с участием Александра Лыкова:

«Я, она, не я и я», 19 и 20 марта, 19.00,Театр им. Моссовета, Сцена под крышей

«Активная сторона бесконечности», 23 и 24 марта, 19.00, Театр им. Моссовета, Сцена под крышей

Театр «Ложа», Кемерово:

«Угольный бассейн» 21 марта, 15.00, Театр.doc

«Планета неведомых сил добра» 21 марта, 19.00 Театр.doc

Театральный центр Голосова – 20», Тольятти:

«Культурный Слой» В. и М. Дурненковы 22 марта Театр.doc

Камерный театр, Воронеж :

«Две маленькие пьесы», В. Дурненков и Л. Бугадзе, 26 марта, 18.30 и 21.00, Театральный центр «На Страстном»

«Зима» Е. Гришковец 27 марта, 13.00 и 16.00, Театральный центр «На Страстном»
вале Новой драмы и имели успех, правда у своей, молодой, отвязной публики, несколько отличающейся от солидного зрителя «Маски». И все же.

Все начнется сегодня спектаклем питерской Театральной мастерской АСБ «Я… она…не я и я», затем тот же театр покажет «Активную сторону бесконечности» по Кастанеде. Главное в этих спектаклях то, что в них играет Александр Лыков – потрясающий актер, москвичам известный только по сериалам (он был Казановой в «Ментах»).

В родном городе Лыков, уйдя из «Ментов», довольно долго находился в простое и вот тогда знаменитый театральный экспериментатор Клим и написал для него, - как антидепрессивное восстановительное средство - пьесу-монолог с непонятным и сбивчивым названием.

В сущности, Лыков рассказывает все время о самом себе, со всеми своими комплексами, амбициями, уходами, но это не байки, а некая попытка понять свое место в мире – отношения с профессией, с женщинами и богом, а, прежде всего – с самим собой. Этот захлебывающийся монолог - поток сознания, смешавший тоску с самоиронией, страх бездарности, желание любви, попытку разобраться в своих отношениях со зрителем и театром. Все это – «план побега» Казановы к себе, Александру Лыкову. Нынешней осенью на фестивале «Новая драма» эта кипящая смесь, словно смола летела на зрителя с первых минут спектакля: на самой высокой ноте, дикой скорости и бешеном напоре. Лыков то не шелохнется, то носится по сцене, весь – скрученный нерв. Он кричал на разрыв, не боясь пошлости, дурного вкуса, тривиальности и брал - искренностью, болью и такой мощью, которой не найти адекватного описания. В финале были долгие овации и Лыков, не зная, как соответствовать этой любви, танцевал, ходил колесом и пел-орал тот французский мотив, что сопровождал спектакль.

«Активная сторона бесконечности» тоже написана Климом для Лыкова. Только, когда ее в прошлый ее привозили в Москву, он играл в паре с очаровательным, мягким и непосредственным актером Дмитрием Поднозовым, замечательно оттенявшим безумный напор и страсть Лыкова. Теперь, говорят, актер будет другой. И все равно, я полагаю, сходить на этот спектакль стоит даже тому, кому не близок Кастанеда.

Там, где, кажется, что вместо актерства - просто сплошное живое мясо, на самом деле - невероятное техническое мастерство: громаду монологов Лыков несет на такой скорости, что зритель не просто не успевает за движением мысли – он забывает дышать, а в момент паузы ловит ртом воздух, хватаясь за сердце.

Далее покажут два спектакля кемеровского театра «Ложа», знаменитого тем, что его когда-то создал Евгений Гришковец. В сущности, «Ложа» - театр самодеятельный, хоть и нельзя так называть команду, которая спектаклями зарабатывает деньги. Он самодеятельный по своей эстетике, по природе своего обаяния и своих неудач. И, тем не менее, ничего не бойтесь и смело идите смотреть: обещаю, что будет смешно.

«Угольный бассейн» написан в технике «документальной драмы», то есть по материалам интервью с реальными людьми, в данном случае - с шахтерами. И все же я ни за что не поверю, что авторы-актеры «Ложи» ничего не выдумали, настолько уморительно абсурдными получились рассказы якобы настоящих шахтеров. Мне больше всего понравилась история молодого шахтера о своем отце, который дважды в месяц, в зарплату, устраивал «праздник» - покупал груду пирожных «Картошка» и, с порога, устраивал расстрел ими всей семьи. И сын вспоминал, как было здорово потом, все время до следующей отцовской зарплаты, соскребать со стен и есть остатки «гранат». «Планету неведомых сил добра» тоже сочиненную самими актерами вместе с режиссером, я, честно говоря, не видела. Но говорили, что сюжет о добром Супермене, который пришел в провинциальный город, чтобы разрешить все проблемы его жителей, тоже получился невероятно смешным.

Следующим номером программы будет «Культурный слой» из тольяттинского Театрального центра Голосова-20. Это скорее презентация драматургии, чем спектакль. Сама по себе постановка ребят из Тольятти представляет собой вполне самодеятельное зрелище, но сочинившие пьесу братья Дурненковы (младший из которых – Михаил – в ней тоже играет) были сочтены открытием последнего фестиваля «Новая драма». Тогда по пьесам братьев было сыграно целых два спектакля, и еще одну пьесу прочли во время «дня Тольятти» на спецпрограмме. Самая близкая литературная аналогия для их текстов с внезапно возникающем среди реальности мороком – Владимир Сорокин. Например, в пьесе «В черном-черном городе», косноязычные крестьяне, болтавшие на завалинке, вдруг разражаются длиннющими прихотливыми монологами с рассказами о каких-то явно потусторонних событиях своей жизни. И даже парализованная старуха извергает громадный поэтический текст, набитый вывернутыми наизнанку метафорами и компьютерной лексикой. А в «Трех действиях по четырем картинам» сюжет, основанный на трех жанровых картинах некоего передвижника, из стилизации драмы о жизни писателя-разночинца постепенно мутирует в издевательский и двусмысленный сюжет, где приличный господин оказывается извращенцем, писатель-реалист – наркоманом, кружок анархистов, борющихся за современное искусство – блудливыми перформансистами - провокаторами.

Толстая юродивая баба, повернувшись к героям спектакля задом, издает звук «загрузки системы Windows».

Вторым спектаклем, о котором я говорила (по пьесе Дурненковых на Новой драме), была постановка Михаила Бычкова в воронежском Камерном театре, она тоже приедет сейчас. Спектакль называется «Две маленькие пьесы», одна из которых и есть фантастическая «В черном-черном городе» Дурненкова-старшего. Камерный театр привезет и еще одну свою постановку – «Зиму» Гришковца. На самом-то деле «Зима» уже относится к самому фестивалю «Золотая маска» и участвует в ее конкурсе по многим номинациям, но я думаю, что в контексте Новой драмы история про встречу в зимнем лесу двух диверсантов со Снегурочкой, будет смотреться очень хорошо.

А там – набирайтесь сил. Грядет «Маска»!

Театральная мастерская АСБ, Санкт-Петербург, спектакли с участием Александра Лыкова:

«Я, она, не я и я», 19 и 20 марта, 19.00,Театр им. Моссовета, Сцена под крышей

«Активная сторона бесконечности», 23 и 24 марта, 19.00, Театр им. Моссовета, Сцена под крышей

Театр «Ложа», Кемерово:

«Угольный бассейн» 21 марта, 15.00, Театр.doc

«Планета неведомых сил добра» 21 марта, 19.00 Театр.doc

Театральный центр Голосова – 20», Тольятти:

«Культурный Слой» В. и М. Дурненковы 22 марта Театр.doc

Камерный театр, Воронеж :

«Две маленькие пьесы», В. Дурненков и Л. Бугадзе, 26 марта, 18.30 и 21.00, Театральный центр «На Страстном»

«Зима» Е. Гришковец 27 марта, 13.00 и 16.00, Театральный центр «На Страстном»