Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Радиоэлектроникой» жертвуют ради «Поволжья»

Градозащитники заявили об уничтожении объекта культурного наследия в ВВЦ

Градозащитники заявляют о санкционированном столичными властями уничтожении памятников федерального значения в ВВЦ. В мэрии утверждают, что демонтируемые конструкции никакого отношения к культурному наследию не имеют. По мнению экспертов, нынешняя городская администрация, как и прежняя, принимая подобные решения, игнорирует мнение профессионалов и архивные документы.

Широко разрекламированные мэрией работы по благоустройству ВВЦ начались со скандала. В понедельник градозащитники заявили об уничтожении объекта культурного наследия федерального значения — павильона №15 «Радиоэлектроника». По словам активистов коалиции «В защиту Москвы» и «Архнадзора», на факт «варварского» демонтажа исторического фасада здания не отреагировали ни в мэрии, ни в правоохранительных органах.

«Демонтаж фасада 60-х годов проводят не специалисты, а обычные рабочие, орудуют болгаркой и ломом, а металлические листы летят прямо на пешеходную дорожку, —

рассказал «Газете.Ru» активист «Архнадзора» Андрей Новичков. — Ни департамент культурного наследия, ни ОАТИ (Объединение административно-технических инспекций. — «Газета.Ru») на наши звонки не реагируют. А прибывший по вызову наряд полиции останавливать работы отказался».

Между тем, как отметил Новичков, никаких документов на производство работ подрядчики предъявить не смогли, поскольку их просто не существует в природе: «Чтобы получить разрешение на демонтаж фасада, надо было перепрыгнуть через три этапа: определение предмета охраны памятника, обсуждение его судьбы с экспертами и согласование с архитекторами. Видимо, решили не терять время на «формальности».

Фасады 1960-х годов с павильона сбиваются для того, чтобы освободить закрытые ими первоначальные фасады построенного в 1939 году по проекту архитектора Знаменского здания.

Тогда павильон назывался «Поволжье». В 1954 году павильон перестроен (по проекту архитекторов Е.В. Яковлева и И.М.Шошенского) в павильон «Радиоэлектроника и связь».

Таким образом исполняется решение мэрии о возвращении выставке ее первоначального вида. В начале апреля мэр Москвы Сергей Собянин предложил вернуть Всероссийскому выставочному центру (ВВЦ) старое название (Выставка достижений народного хозяйства, ВДНХ) и анонсировал работы по благоустройству. Ранее было объявлено о планах провести архитектурный конкурс на разработку новой концепции развития этой территории.

Проект превращения ВВЦ обратно в ВДНХ будет стоить 60 млрд руб., а в ближайшее время новый собственник — Москва — обещает вложить в реконструкцию памятников 13 млрд.

По словам градозащитников, они ничего не имеют против этой идеи, однако воплощаться в жизнь она должна не ценой уничтожения уникальных, выполненных в модернистском стиле металлических фасадов. Кроме того, в ходе недавнего пресс-тура по выставке руководитель департамента культурного наследия Александр Кибовский пообещал, что вопросы, касающиеся реставрации павильонов, будут в первую очередь обсуждаться с экспертами.

«Но никаких экспертов ни о чем не спросили, эксперты в шоке, —

возмущается Новичков. — Действительно, роскошные фасады «Поволжья» в 60-х годах были закрыты в рамках борьбы с архитектурными излишествами. Но предложенное архитекторами уникальное решение с фигурными скобами само вошло в историю вместе с павильоном «Радиоэлектроника» и в предмет его охраны. Это не просто павильон с модернистским фасадом, а чуть ли не первая в стране постройка с фасадом в таком стиле после советской классики, эпохальное событие для своего времени. И поэтому сейчас эти фасады должны быть аккуратно сняты и восстановлены в другом месте».

По словам градозащитников, фасады другого подобного павильона — №14 «Вычислительная техника» (первоначально носил имя «Азербайджан») — уже не спасти, их разломали в конце прошлой недели.

«Ближе к вечеру прораб сказал нам, что демонтаж листов временно приостанавливается, — говорит Новичков. — Но мы продолжим дежурство — простые сотрудники ВВЦ рассказали нам, что подобные работы чаще всего здесь проводят именно по ночам».

Администрация ВВЦ ситуацию не комментирует.

В департаменте культурного наследия сообщили, что федеральный памятник никто не разбирает и тем более не сносит — «идут работы по разборке фальшфасадов, которые к объектам культурного наследия не относятся».

По мнению вице-президента Академии художественной критики Алексея Клименко, беда Москвы в том, что судьбу ее культурного наследия решают не специалисты, а чиновники. Так было при прежней администрации, когда под лозунгом восстановления исторического облика возводились не имеющие никакого отношения к оригиналам новоделы. Продолжается это и сейчас.

«У нас есть очень много специалистов, которые знают и любят ВДНХ, и из них должен быть создан экспертный совет, — считает Клименко. — Такой совет мог бы стать арбитром и в споре между энтузиастами из «Архнадзора» и чиновниками. Действительно, не все, что соответствует своему времени, представляет ценность и должно объявляться памятником. Но должна быть точность исторических фактов, оценка того, что входит в предмет охраны. Ведь есть историки советской архитектуры, которые в этом разбираются, но которых оставили в стороне. Есть архивные документы. Я уважаю профессионалов и верю документам. Но совершенно не доверяю чиновникам».

Между тем в ВВЦ до сих пор не организована государственная историко-культурная экспертиза.

В результате, как напоминают в «Архнадзоре», в последние два года в ВВЦ происходит самовольная разборка павильонов. Так, всего через день после визита мэра был начат демонтаж павильона №24 «Судостроение» 1966 года постройки. Еще весной-летом 2012 года этот павильон лишился стилизованной рубки и морских якорей в оформлении. Ранее, в феврале-марте 2013 года, были полностью снесены павильон №23 «Теплицестроение», возведенный в 1967 году, и прилегающий к нему тепличный комплекс, в основе которого находились сооружения 1930–1950-х годов.

В течение зимы-весны того же года по желанию частного владельца было полностью разобрано кафе «Лебедь» 1954 года постройки (павильон №524). Исчезли резные деревянные фронтоны, наличники окон и двери — ранний пример обращения советской культуры к неорусскому стилю начала XX века. Это здание заявлялось градозащитниками на госохрану и как заявленное подлежало сохранению.

Новости и материалы
В МИД РФ сочли очевидным экстремизм коллективного Запада
В Нижнем Тагиле двух дезертиров осудили на 5,5 лет
«Могут носить только пацаны»: молодые люди раздели незнакомца из-за его внешнего вида
В «Манчестер Сити» заявили, что не собираются покупать российского игрока
Шахин Аббасов после нападения на байкера отправился ужинать
В Минобороны отчитались о перехвате ракет ВСУ за неделю
Назван продукт, снижающий риск развития диабета и ожирения
В Казани посещавший психолога юноша набросился на педагога с плоскогубцами
Главы МИД G7 заявили, что РФ может закончить конфликт на Украине «уже сегодня»
Генсек ООН призвал прекратить круг ответных ударов на Ближнем Востоке
На Украине открылся немецкий завод по производству беспилотников
Москвичу выписали штраф за флаг запрещенной террористической организации на машине
В Британии сочли, что решение об изъятии активов РФ должно быть общим
Рэпера Платину на концерте в Томске увели со сцены сотрудники ОМОН
В МИД Италии объяснили, кто примет решение по использованию российских активов
Американским фигуристам вручили шоколадные золотые медали за ОИ
В МВФ оценили устойчивость экономики РФ перед санкциями
Злоупотребление молоком может привести к инфаркту, рассказала врач
Эндокринолог Киселева: избыток молока в диете может привести к инфаркту
Все новости