Педагоги идут на ощупь

Ректор московского городского педагогического университета Игорь Реморенко рассказал о будущем столичного образования



Новый ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко

Новый ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко

Антон Новодережкин/ИТАР-ТАСС
Новый ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко выступил с «августовскими тезисами» о будущем столичного педагогического образования. Главной задачей он считает повышение конкурентоспособности своих выпускников с помощью использования новых технологий. Правда, двигаться в этом направлении пока придется «на ощупь».

Игорь Реморенко возглавил Московский городской педагогический университет (МГПУ) всего неделю назад, сразу после того, как покинул пост заместителя министра образования и науки. Именно поэтому его назначению придавалось особое значение. Для Реморенко это сильное понижение, однако, по словам министра образования и науки Дмитрия Ливанова, которые подтвердил Реморенко, он еще в 2012 году планировал покинуть государственную службу. Однако он еще год проработал под руководством нового министра, отвечая за школьное образование.

О своей программе развития МГПУ Реморенко рассказал на пресс-конференции, изложив ее в виде «августовских тезисов».

«С этого года предстоят самые серьезные изменения, которые коснуться педагогического образования», — заявил Реморенко, напомнив, что 1 сентября начнет действовать новый Федеральный закон «Об образовании».

«Хотя уже 20 лет говорят о том, что необходимо менять систему обучения будущих учителей, но так ничего за это время не было сделано», — говорит он.

Правда, он не объяснил, почему так происходит, учитывая, что сам почти десять лет занимал высокие посты в Минобрнауки.

«Бурные экономические изменения последних лет сформировали у горожан новые требования ко многим сферам, в том числе и к образованию», — говорит Реморенко. По его словам, пока неясно, какая занятость ожидает учителей в будущем, поэтому пока здесь придется работать «на ощупь», чтобы реагировать на новые потребности горожан. Поэтому университет планирует давать образование по «актуальным» специальностям, которые необходимы сейчас. Для этого вуз в первую очередь будет развивать магистерские программы.

Уже сейчас в университете представлено 70 магистерских программ при 38 программах бакалавриата. «Мы еще не анализировали результаты поступления на магистерские программы, — рассказал «Газете.Ru» Реморенко. — Мы сейчас работаем по принципу избыточности ряда новых программ.

Поэтому я сейчас не могу оценить, какие программы хорошие, а какие плохие. Время покажет, какие программы будут более востребованы, а какие менее».

Среди одной из таких «актуальных» магистерских программ Реморенко неожиданно назвал event-менеджмент. Хотя, судя по всему, это просто новое название для того, чем всю жизнь в школах занимались педагоги-организаторы.

Второй пункт «августовских тезисов» состоит в том, что вне зависимости от того, как будет развиваться образование, цифровая эпоха подразумевает новые образовательные технологии, которые нужно внедрять в процесс обучения в университете. По словам Реморенко, у общества появились новые возможности — это и самообразование, которое стало возможно благодаря интернету, семейное образование, которое все больше развивается.

Поэтому, по мнению ректора, необходимо повышать уровень будущих учителей, чтобы они были конкурентоспособны и могли соперничать с теми возможностями, которые дает интернет. МГПУ планирует заняться повышением квалификации команд педагогов и школьных управленцев. «Мы планируем предложить департаменту образования Москвы систему подготовки управленческих команд — не персон, а команд. Речь идет и о повышении квалификации управляющих работников, которые уже работают в школах, и о тех, кто пока учится в университете», — говорит Реморенко.

И в-третьих, по мнению Реморенко, необходимы новые технологические подходы, которые можно будет применить в образовании.

Сегодня МГПУ второй по численности профильный университет в стране после Санкт-Петербургского педагогического университета им. Герцена. Кроме того, он первый среди педагогических вузов по среднему баллу ЕГЭ. В этом году Реморенко планирует, что проходной балл будет от 180 по трем предметам. Это значит, что школьник, поступающий в МГПУ, должен был сдать ЕГЭ по каждому предмету всего лишь на 60 баллов.

Для сравнения — в ведущие российские вузы проходной балл начинается с 240–250 баллов. Правда, в МГПУ по некоторым специальностям, например иностранным языкам (китайский и японский), проходной балл — 240.

Поэтому сейчас лучшими учителями считаются выпускники классических университетов (как, например, МГУ), а не те, кто окончил педагогические вузы. Один из экспертов, начальник Юго-Западного окружного управления образования Михаил Случ считает, что для того, чтобы стать конкурентоспособными, выпускники МГПУ должны соперничать в качестве знаний с выпускниками не других педагогических вузов, а классических университетов.

«Почему-то в нашей стране педагогические вузы считаются «провинциальными». И действительно, в большинстве небольших городов по стране если есть какой-то вуз, то это обязательно педагогический», — говорит Случ.

Чтобы повысить конкурентоспособность своих выпускников, Реморенко планирует использовать новые технологии, как информационные, так и образовательные. Студенты должны проходить практику не только в школах, но и в культурных организациях, участвовать в международном обмене.

Одна из главных задач, которая в ближайшее время встанет перед новыми учителями, и которая, естественно, затронет будущих учителей: они должны будут уметь оформлять и реализовывать индивидуальные образовательные программы, по которым начнут учиться школьники после введения новых федеральных образовательных стандартов.

«Сегодня перед будущими учителями стоит задача массового качественного образования, а не стремиться работать только в топовых школах. Учителя должны понимать, в чем состоит родительский запрос, поскольку сегодня и родители, и ученики имеют свое оправданное видение, как ребенка должны обучать в школе», — говорит Случ.

По новым стандартам учителя должны стать «проводниками» в образовании, уметь дать правильное направление. Об этом «Газете.Ru» рассказывала директор лицея при Высшей школе экономики, который начнет работать с этого года.

Также планируется, что в скором времени у школьников не будет классных руководителей, поскольку учителя-предметники должны быть сфокусированы на преподавании своих предметов, а не на классном руководстве. Классных руководителей могут заменить тьюторы, которые займутся сопровождением учеников в школе.