Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Братский юридический экспорт

Российские адвокаты хотят добиться взаимного признания адвокатского статуса в рамках ЕврАзЭС

Создание Таможенного союза и интеграционные процессы в рамках ЕврАзЭС могут позволить российским адвокатам защищать граждан Белоруссии и Казахстана. Как считают отечественные юристы, вслед за свободным распространением товаров в этих странах должны свободно распространяться и услуги, в том числе юридические. В Федеральной палате адвокатов считают, что этого добиться не получится: встает вопрос о юридическом суверенитете.

Российские адвокаты требуют от властей России, Белоруссии и Казахстана последовательности в принятии решений в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Таможенного союза (ТС). Экономическая интеграция должна учитывать все аспекты межгосударственного сотрудничества: наряду с облегчением делового взаимодействия между странами должен быть решен вопрос о статусе юристов и адвокатов на территории государств — участниц ЕврАзЭС и ТС: в первую очередь речь идет о России, Белоруссии и Казахстане, считают они.

В распоряжении «Газеты.Ru» оказалось обращение адвоката адвокатской палаты Санкт-Петербурга Сергея Голубка к главе Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Евгению Семеняко и ответ последнего. В своем обращении Голубок указал, что пока права адвокатов России, Белоруссии и Казахстана не унифицированы, хотя «положения о возможности участия адвокатов одних стран в судебных разбирательствах в судах других стран включены во многие международные договоры о взаимной правовой помощи».

«Российская адвокатура заслуженно пользуется международным авторитетом. Наши коллеги отстаивают интересы российских граждан и организаций в том числе и за пределами нашей страны, — продолжает Голубок. — Наблюдая за формированием единого экономического пространства, мы с удивлением и озабоченностью отмечаем, что не обсуждается вопрос взаимного признания адвокатского статуса участвующими в этом процессе государствами». Такое положение вещей нелогично, уверен адвокат. Он констатирует, что право на оказание квалифицированной юридической помощи и гармонизация правовых систем России, Казахстана и Белоруссии, особенно в условиях действующего Таможенного кодекса, должны быть обеспечены.

«Возможность предоставления качественной правовой помощи адвокатами всех участвующих стран на территории всего Единого экономического пространства» позволит использовать потенциал российской адвокатуры в полном объёме, пишет Голубок главе ФПА. И просит поднять вопрос «взаимного признания адвокатского статуса в рамках Единого экономического пространства на уровне политического руководства» России.

Из ответа президента ФПА следует, что адвокатская элита не против того, чтобы возможности юристов возросли.

Вопрос взаимного признания адвокатского статуса обсуждается в рамках ЕврАзЭС, написал Семеняко. Он привел в пример заседание совета министров юстиции стран-участниц. На мероприятии, которое состоялось в Душанбе в сентябре 2011 года, было принято решение поработать над проектом соглашения о сотрудничестве министерств в сфере адвокатуры и адвокатской деятельности. Соглашение в итоге было подписано 21 сентября этого года.

При этом президент ФПА напомнил, что еще 9 декабря 2010 года в Белоруссии между властями этой страны и чиновниками Казахстана и России было заключено соглашение о торговле услугами и инвестициями в государствах — участниках Единого экономического пространства. Это соглашение было ратифицировано Россией в июле 2011 года, в силу оно вступило в январе 2012 года.

По словам главы ФПА, цель соглашения — создание условий для расширения взаимной торговли услугами и повышение уровня ее либерализации, а также создание единых принципов и правил для взаимной торговли услугами в государствах-участниках. «При этом соглашение можно назвать эквивалентом Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС), являющегося одним из столпов ВТО (или же мини-ГАТС) для Белоруссии, Казахстана и России. Оно также имеет очень важное значение в свете присоединения России и Казахстана к ВТО, учитывая, что в ВТО поощряется либерализация торговли услугами на региональном уровне. При этом соглашение (между Россией, Белоруссией и Казахстаном. — «Газета.Ru») распространяется и на такую сферу экономики, как юридическая помощь/услуги», — говорится в ответе Семеняко Голубку.

Впрочем, как неофициально пояснили «Газете.Ru» в ФПА, несмотря на существование рамочных соглашений, для признания статуса российских адвокатов в Белоруссии и Казахстане требуются дополнительные договоренности между странами.

«Все-таки существующие сейчас документы носят декларативный характер. Конечно, возможности российский адвокатов в той же Белоруссии, к примеру, увеличились, но это не касается сложных уголовных дел или тяжелых арбитражных разбирательств — в этих случаях предпочтение отдается представителям собственных юрисдикций. Появилось больше возможностей в рамках простых дел, гражданских процессов», — сообщил источник в ФПА.

Он дал понять, что это вопрос юридического суверенитета Белоруссии и Казахстана. «Скорее всего, добиться допуска российских адвокатов к делам в этих странах вряд ли получится», — сделал вывод собеседник.

Сам Голубок убежден, что никаких ограничений быть не должно. «Пусть дают зелёный свет, если вошли в ЕврАзЭС и в Союзное государство. Иначе что это за свободное движение товаров и услуг, если этот режим не распространяется на юридические услуги?» — заявил он «Газете.Ru».

Той же позиции придерживается руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. «Власти должны понимать, что если они говорят «а», то надо говорить и «б». Иначе получается, что передвижению денег, в том числе своих, чиновники всячески способствуют, а предоставлением законных прав в рамках созданных союзов пренебрегают. Если есть свободное передвижение товаров, должно быть свободное передвижение услуг, причем всех без исключения, — заявил «Газете.Ru» правозащитник. — Договоренности в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС открывают возможности для своего рода юридического экспорта — экспорта российской юридической мысли и практики на соседние государства, где довольно плачевно с гражданскими свободами. Если появится шанс, я не против открыть представительство в Белоруссии или в Казахстане. А если и не представительство, то просто наладить работу через юристов и адвокатов».

По мнению Голубка, расширение полномочий отечественных юристов особенно важно в случае с Белоруссией.

«Там местных адвокатов могут легко лишить статуса просто решением минюста, например, если они не угодны властям. Примеры такие есть: Павел Сапелко, защищавший экс-кандидата в президенты Санникова и исключённый впоследствии (в 2011 году) из Минской городской коллегии адвокатов», — отметил он.

Сейчас, подчеркивает глава Ассоциации адвокатов России за права человека Евгений Архипов, помощь российских адвокатов гражданам Белоруссии и Казахстана не выходит за рамки консультаций. «К нам приходит много обращений из других стран, но мы ограничиваемся юридической консультацией, поскольку адвокатский статус там не подтверждается», — заявил он «Газете.Ru».

«Если возможность действительно появится, то мы будем защищать политзаключенных в Белоруссии и Казахстане. Потому что на местных адвокатов очень легко надавить в отличие от нас. Естественно, мы будем этим заниматься», — подчеркивает правозащитник.

Впрочем, сама оппозиция в союзных России странах особых иллюзий не питает. Даже если российские адвокаты получат возможность защищать казахстанских и белорусских политиков, последним это вряд ли поможет. «Все зависит от каждого конкретного случая. Но в судебной системе, в которой все судьи назначаются президентом, шансов у защиты в политическом процессе никаких. От профессионализма адвокатов тут мало что зависит, хотя я уверен, что опыт у российских адвокатов в защите оппонентов власти достойный. На процессе Козлова регулярно присутствовали наблюдатели от Европарламента, юристы из Польши, Украины и Великобритании. Все осудили решение суда, но это даже помогло сократить срок приговора во время обжалования.

Для того чтобы в Казахстане посадить политика, даже не приходиться давить на защиту», — заявил «Газете.Ru» один из лидеров казахстанской оппозиционной партии «Алга» Михаил Сихов.

Другой ее лидер Владимир Козлов, активист оппозиционного движения «Народный фронт» Серик Сапаргали и участник забастовок в Жанаозене Акжанат Аминов 8 октября были признаны судом Актау виновными в создании и руководстве преступной организации, возбуждении вражды и призывах к свержению действующей власти. Их деятельность, по версии следствия, спровоцировала беспорядки в Жанаозене в декабре прошлого года. Козлов был приговорен Актауским городским судом к семи с половиной годам колонии, а Сапаргали и Аминов — к четырем и пяти годам условно. 19 ноября суд отклонил апелляционные жалобы адвокатов Козлова, и приговор вступил в силу.

Новости и материалы
Разработана нейросеть для выявления кибератак на системы водоочистки городов
На Ставрополье сбежавшего от хозяина леопарда ловили 57 спасателей и полицейских
Кличко предупредил Зеленского о расплате за совершенные ошибки
Клуб РПЛ уволил главного тренера
Ученые рассказали, для кого опасно употребление кофе
США не получили ответа от КНР на идею восстановить контакты по военной линии
Саратовские школьники закидали снегом Вечный огонь и устроили фотосессию
Новый кроссовер Haval российской сборки появился в продаже
Боец ММА: все, что происходит в России, в США не интересно
ОАЭ поможет другим странам бороться с нехваткой воды
София Ротару вывезла из Украины своего внука Шамана
Водителя зажало в искореженном грузовике после ДТП на трассе «Кавказ»
Россиянка потеряла 680 тысяч рублей, попытавшись сменить тариф мобильной связи
На границе Украины с Польшей скопилась очередь из 2,5 тыс. грузовиков
Пожар локализовали в Карачаево-Черкесии
Российским регионам выделили деньги на газовые АЗС
Кристина Орбакайте вернулась в Россию
Рейтинг Левой партии ФРГ опустился до 3%
Все новости