Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Впервые выполнены прямые наблюдения квантовых флуктуаций

Сотрудник французского Института оптики Жюльен Армийо впервые выполнил прямые наблюдения квантовых флуктуаций в атомарном газе, сообщает «Компьюлента» со ссылкой на публикацию в журнале Physical Review Letters.

Как известно, квантовые («нулевые») флуктуации сохраняются даже при температуре T = 0, где классическая термодинамика предсказывает отсутствие каких бы то ни было возбуждений. Необходимость сохранения квантовой системой некоторой конечной энергии в основном состоянии — прямое следствие принципа неопределённости Гейзенберга, и доказать это совсем не трудно. Действительно, отсутствие энергии означало бы, что у объекта точно заданы и импульс (нулевой), и координата (соответствующая точке минимума потенциальной энергии), а такая комбинация не удовлетворяет соотношению неопределённостей.

В привычных для человека диапазонах размеров и температур нулевые флуктуации себя не проявляют. Однако без учёта этого феномена невозможно описать многие «тонкие» физические эффекты вроде излучения Хокинга (испускания элементарных частиц чёрными дырами), лэмбовского сдвига (смещения уровней энергии связанных состояний электрона во внешнем поле) или неоднократно упоминавшихся нами сил Казимира — Полдера. Регистрируя такие эффекты, учёные косвенно подтвердили истинность теории квантовых флуктуаций.

Г-н Г-н Армийо пошёл по другому пути и разработал оригинальную методику прямого обнаружения флуктуаций при наблюдении за охлаждёнными атомами рубидия 87Rb, захваченными в микромагнитные ловушки. Давно установлено, что нулевые флуктуации играют особенно важную роль в низкоразмерных системах (к примеру, в одномерном случае они могут разрушить дальний порядок и препятствовать бозе-эйнштейновской конденсации даже при T = 0), а потому в экспериментах создавался одномерный атомарный газ.

Охладив атомы, автор определял, насколько хорошо разные участки одномерного облака газа поглощают излучение. Эта операция повторялась несколько сотен раз, после чего г-н Армийо высчитывал флуктуации плотности облака относительно его средней плотности. Такие флуктуации отражали присутствие волн плотности (фононов).

Поскольку температура в опытах снижалась «всего лишь» до 4,7 нК, необходимо было придумать, как отличать обычные тепловые фононы от квантовых. Решение задачи оказалось довольно простым: учёные воспользовался тем, что амплитуды квантовых и тепловых флуктуаций по-разному зависят от характерного масштаба длин, на котором исследуется система. Увеличивая этот масштаб — объединяя данные по соседним пикселам на снимках газового облака — и оценивая флуктуации плотности в новых условиях, он доказал, что результаты опыта нельзя представить в чисто классическом виде.

Новости и материалы
Xiaomi выпустила очень дешевый монитор для геймеров с частотой 180 Гц
В анти-кассетном НПО высказались насчет использования таких боеприпасов ВСУ
Фигуристка Радионова и футболист Кучаев ждут ребенка
В Тбилиси начался митинг против закона об иностранных агентах
Пожар в Улан-Удэ распространился на площади 3000 квадратных метров
Уехавший из России Трескунов занялся преподаванием
Генсек ООН прокомментировал израильскую операцию в Рафахе
Актер Фисенко объяснил, связана ли отмена спектакля «Мольер, avec amour» с его женской ролью
В Чехии правительство одобрило проект пенсионной реформы
Таджикистан расширил список стран, откуда для въезда не нужна виза
Назван главный фаворит грунтового «Мастерса» в Мадриде
Западные страховщики недовольны ростом теневого рынка из-за антироссийских санкций
Представлены наушники Beats Solo 4 и Solo Buds без активного шумоподавления
Мария Аронова назвала Владимира Этуша страшным человеком
В США заговорили о резком снижении расходов
На окраине Улан-Удэ загорелись жилые дома
Главу минфина США испугало будущее экономики страны в условиях дефицита бюджета
Стилист Бородиной назвал 5 пугающих мужчин женских нарядов
Все новости