Парадоксальная ситуация с попавшим в немилость принтом на футболках берет свое начало 13 июля. Тогда солдат Гохан Гючлю, обвиняемый в участии в прошлогодней попытке государственного переворота в Турции, появился в зале судебных заседаний в майке с надписью «HERO» («герой». — «Газета.Ru»). Слово было напечатано черно-белыми буквами у него на груди. Надпись вызвала такое возмущение в зале, что судья перенес слушания.
Представители прокуратуры Турции рассказали местным СМИ, что сестра Гючлю и тюремные приставы будут допрошены в ближайшее время. По версии следствия, именно родственница отправила майку заключенному, а служащие вовремя не приняли меры.
Оскорбительным предметом оказалась общедоступная для приобретения в магазине футболка, выпущенная турецким брендом Defacto, который никогда раньше не считался (и вряд ли хотел считаться) политическим. Скандал в суде мгновенно превратил обычную майку с принтом в символ симпатии к тем, кто выступает против президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана и политики, проводимой в стране, пишет Politico.
Любой, кто надевал в Турции такую майку этим летом, был задержан полицией и обвинен в «пропаганде терроризма». Под этой формулировкой в сегодняшней Турции подразумевают поддержку движения турецкого имама Фетхуллаха Гюлена, находящегося в изгнании в США. Именно его власти Турции и лично Эрдоган называют вдохновителем попытки государственного переворота в 2016 году. После неудачного путча под предлогом борьбы с гюленистами прошла и масштабнейшая кадровая чистка среди чиновничества и армии, в результате которой Эрдоган сделал свою власть непоколебимой. Любые подозрения в сотрудничестве с «террористами» до сих пор могут грозить любому турецкому гражданину тюремным сроком.
Проправительственная турецкая газета Sabah даже обнаружила секретное сообщение в лозунге футболки. «HERO», как сообщает издание, — сокращенная аббревиатура для «Hoca Efendi Razi Olsun». Фраза переводится как «Пусть учитель благословит вас». «Hoca efendi» используется в качестве уважительного обращения к религиозным учителям в исламе и, по мнению провластной газеты, относится к Гюлену.
Многие из задержанных не подозревали о том, что совершают какое-либо преступление. Например, два студента, которые были арестованы за ношение футболок с лозунгом «HERO», сообщили полицейским в отделении, что не следят за происходящим в Турции, а футболки были куплены в одном из магазинов местного торгового центра.
Среди задержанных оказалось также несколько подростков, самому младшему из которых 13 лет. Полиция подошла к нему для проверки, когда он сидел в кафе вместе с отцом. Помимо прочего, очевидцы сообщали о задержании студента в совершенно другой футболке, не подходящей под описание. На ней было написано «part-time hero» («герой на полставки». — «Газета.Ru»).
Случаи, когда формально нейтральные бытовые предметы внезапно становились символами политического протеста, происходили не только в Турции. В Америке предмет гардероба тоже стал символом протеста. В первый день после инаугурации президента США Дональда Трампа сотни тысяч людей в Вашингтоне вышли на «Марш женщин» в розовых шапках.
Активисты, требовавшие немедленной отставки американского президента, были особенно возмущены аудиозаписью, датированной 2005 годом и обнародованной незадолго до дня голосования. На записи Трамп в развязной манере хвалился тем, насколько легко он может соблазнять женщин. Его скабрезные рекомендации «хватать женщин за гениталии» и сплотили движение «розовых шапочек». Этот предмет гардероба стал символом женщин, которые готовы отстаивать свои права и требуют уважения к своему телу, а также всех американцев, которые разделяют их точку зрения.
Участники марша, помимо прочего, выступали за расовое равенство, право на аборты и доступное здравоохранение.
«Марш розовых шапочек» в Вашингтоне ясно даст понять нашему новому руководству и всему миру, что права женщин — это права человека», — заявляли организаторы акции.
Во время массовых левых протестов в Гамбурге, приуроченных к саммиту «большой двадцатки» в начале июля текущего года, таким политизированным символом стала зубная щетка. Этот невинный предмет гигиены попал на плакаты и майки. Протестующие против «мирового капитала» брали с собой зубные щетки на рейды, в ходе которых поджигались машины и бились стекла витрин (кстати, в какой-то момент активисты заблокировали гамбургский отель, в котором остановился российский президент Владимир Путин).
Зубная щетка стала символом рабочего класса, угнетаемого «золотым миллиардом» и лояльными ему силовиками, из-за нелепого инцидента, который произошел в Гамбурге три года назад. Тогда полиция задержала в одном из «опасных районов» (где действовали повышенные правила безопасности) города молодого человека только из-за того, что он нес в руках ершик для унитаза. Сначала в символ протеста превратился собственно ершик, но к 2017 году его место заняла зубная щетка.
«Политизация» предметов обихода актуальна и для России. На протестной акции 12 июня, организованной оппозиционером Алексеем Навальным, политическим символом стала надувная утка. Самую большую даже арестовали в Санкт-Петербурге. Резиновый атрибут парил над головами митингующих на Марсовом поле, но был изъят сотрудниками полиции. Позже правоохранительными органами было решено доставить утку в суд в качестве вещественного доказательства того, что участники несогласованного собрания имели политическую мотивацию.
Еще одним символом борьбы с коррупцией, которую оппозиционное движение сегодня сделало своим основным политическим лозунгом, стали кроссовки.
Волна митингов по всей России прошла после публикации фильма-расследования Фонда борьбы с коррупцией (организация включена Минюстом в список иноагентов) Алексея Навального, который обвинял окружение премьер-министра Дмитрия Медведева в коррупции. В фильме «Он вам не Димон», в частности, говорится о даче политика с домом для уток и его любви к дорогой обуви. Сам Медведев назвал фильм «чушью», а также обвинил его авторов в попытке подпортить его репутацию в политических целях.
В России на несанкционированных протестных акциях задерживают за любое выраженное в той или иной форме высказывание, и даже поднятый над головой пустой лист А4 может послужить поводом для привода в ОВД. На этом фоне в Новосибирске получила популярность ежегодная «Монстрация». Позиционирующаяся как художественное мероприятие, ежегодная акция стабильно вызывает недовольство городских и областных властей, хотя все лозунги на ней носят намеренно абсурдный характер. Как признавал идеолог «Монстрации» художник Артем Лоскутов, она стала своеобразным сибирским ответом на протестные митинги в столице в 2011–2012 годах.
Эксперты связывают аресты за символику с конкретными указаниями начальников силовых структур, которые поступают сотрудникам Росгвардии и полиции накануне акций.
Юрист фонда «Общественный вердикт» Ирина Бирюкова в разговоре с «Газетой.Ru» объяснила, что запрещенной в РФ является только та символика, которая признана экстремистской по закону. Прочие атрибуты, как утверждает эксперт, могут свободно использоваться людьми в целях выражения своего мнения.
Тем не менее, по мнению адвоката, реакция правоохранительных органов на такие символы объясняется ориентировками, которые им дают перед протестными акциями. «Любые утки, кеды на плечах, плакаты для силовиков — как красная тряпка для быка», — утверждает Бирюкова. По ее словам, эти символы являются дополнительной политической маркировкой. Если же в символы превращаются самые простые предметы обихода, вероятность недоразумений, очевидно, повышается.