Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

«Сбор подписей — допотопная процедура»

Эксперты КГИ сочли кампанию-2016 самой бедной по числу кандидатов

Институт сбора подписей умер, свидетельствует доклад Комитета гражданских инициатив по итогам выдвижения и регистрации кандидатов на региональных и думских выборах 2016 года. Аналитики проанализировали большой массив данных и пришли к выводу, что проверка подписей используется как способ отсечь часть участников. Коллеги по политологическому цеху готовы с ними спорить, но признают, что закон пора менять.

Авторы доклада — эксперты КГИ Александр Кынев и Аркадий Любарев — приходят к неутешительным выводам относительно уровня конкуренции на выборах 2016 года.

Впервые за всю историю выборов в Государственную думу России с 1993 года ни один из 14 списков не зарегистрирован на основании подписных листов, констатируют эксперты.

На выборы в заксобрания ситуация не сильно лучше: в 39 регионах выдвинулось 369 списков (9,46 на регион), а зарегистрировано только 270 (6,92 на регион). Эти цифры учитывают как восстановление регистрации некоторых партий, так и добровольный выход некоторых участников из кампании. Общий отсев на этапе регистрации составил, таким образом, 99 списков (26,83%).

Эксперты КГИ сравнивают эти цифры с показателями 2015 года, когда на регион было выдвинуто 12,8 списка (в 2013 году — 19,1 списка, в 2014-м — 10,7). Таким образом, этот год стал годом с самыми низкими показателями по выдвижению кандидатов с начала партийной реформы 2012 года. То же самое относится и к показателям по регистрации, отмечают авторы доклада. В 2018 году было меньше всего желающих участвовать в выборах — и меньше всего зарегистрированных кандидатских списков.

Подчас решения региональных избиркомов были очевидно необоснованными, и в некоторых регионах Центризбиркому пришлось приходить на помощь партиям и восстанавливать регистрацию — «Яблоко» в Новгородской области, ПАРНАС, «Коммунисты России» и «РОТ-Фронт» в Санкт-Петербурге.

Первоначально (до вмешательства ЦИК) на этом этапе билет «на выход» получил 51 список, и только 38 были зарегистрированы. При этом, судя по результатам проверок автографов, доля брака у одной и той же партии в разных регионах может различаться катастрофически. Так, у «Коммунистов России» в Нижегородской области всего 0,6% недостоверных и недействительных автографов, а в Астраханской — все 100% (хотя в обоих случаях проверяли все подписи). У Партии роста в Тюменской области — 1,3% брака, а в Камчатском крае — 36%. То же самое относится к «Родине», Российской партии пенсионеров за справедливость, РЭП «Зеленые». Эксперты отмечают, что трудно предположить настолько разный уровень работы региональных отделений у одной и той же партии.

Кроме того, все шесть перечисленных партий в Госдуму идут без подписей. Это опрокидывает тезис о том, что подписи не могут собрать только «несерьезные» партии. Поэтому аналитики сочли, что отбраковка производится из-за жесткости комиссий на местах. Тем более что избиркомы очень по-разному подходят к проверкам: например, в Московской, Нижегородской областях, Красноярском крае проверяли каждую подпись, хотя регионы очень крупные и комиссия могла бы экономить свое время и силы. Напротив, в небольших регионах (Карелия, Камчатский край, Орловская, Новгородская области) проверки подписей были выборочными.

Странности с одномандатниками

Всего в Госдуму было выдвинуто 2348 одномандатников. Анализ регистрации кандидатов от разных партий позволяет выявить разительный контраст с двумя группами партий. Первая — имеющие льготы по регистрации на основании результатов думских выборов – 2011. Это ЕР, КПРФ, СР, ЛДПР и «Яблоко». Отказов в регистрации кандидатов у них не было вообще, статус выдвинутого утратило по одному кандидату.

Следующая группа — имеющие льготу по регистрации, но не представленные в парламенте и не получающие бюджетного финансирования. Это «Коммунисты России», Партия роста и другие. У них уже есть отказы: 5 — у «Коммунистов России», 3 — у Партии роста, по 2 — у «Зеленых» и «Родины».

«Малые партии», которым приходится преодолевать сбор подписей для регистрации списка, получили почти одни отказы.

Эта участь постигла всех 23 кандидатов Партии Великое Отечество и 18 из 23 кандидатов от Партии родителей будущего.

Страсти по самовыдвиженцам

Эксперты КГИ констатируют, что большая часть одномандатников-самовыдвиженцев не преодолела «подписной фильтр». Регистрации со сбором автографов добились только 23 кандидата, а еще 33 получили отказ.

При этом среди «отказников» есть целый ряд кандидатов, достаточно известных и потому имеющих шансы побороться за хороший результат на выборах. Например, не зарегистрированы известный тележурналист Максим Шевченко и лидер «Альянса Зеленых» Александр Закондырин (избирался муниципальным депутатом в САО, обладает значительным оргресурсом).

В то же время из 23 человек, прошедших «подписной фильтр», 14 — это кандидаты-новички, не обладающие опытом в деле сбора подписей (по крайней мере, не занимавшиеся этим последние девять лет). Один из самых ярких примеров — кандидат по ЦАО Мария Баронова («Открытая Россия»). По мнению экспертов КГИ, прохождение неопытных кандидатов вкупе с «выбраковкой» новичков «иллюстрируют неадекватность подписного фильтра».

«Институт регистрации на основании подписей окончательно доведен до состояния, не отвечающего сколь-либо разумным критериям», — резюмируют авторы доклада. По их мнению, система выстроена так, что потенциальные кандидаты вынуждены встраиваться в структуры партий, имеющих льготу по регистрации. Ситуация усугубляется тем, что даже среди них все партии, кроме парламентских и «Яблока», имеют гарантированную льготу лишь на федеральном уровне, а на региональных они обязаны собирать подписи в большинстве случаев.

Странности с муниципальным фильтром

Эксперты КГИ проанализировали, как кандидаты в губернаторы, выдвинутые оппозиционными партиями, проходили муниципальный фильтр для регистрации. Оказалось, что в абсолютном большинстве случаев подписи кандидатам дают местные депутаты от «Единой России». Это касается абсолютно всех партий — КПРФ, «Справедливой России», «Яблока», «Патриотов России» и «Коммунистов России». На всю Россию всего два случая, когда кандидат в губернаторы собрал подписи для преодоления фильтра самостоятельно, — это выдвиженцы КПРФ Николай Мерзликин в Забайкальском крае и Вадим Соловьев в Тверской области. Последний был снят с выборов, официально — в связи с ошибками в оформлении документов.

Таким образом, муниципальный фильтр фактически становится инструментом ручного контроля за составом участников губернаторских выборов, отмечают эксперты КГИ.

Несогласованному кандидату трудно дойти до финала регистрации, и он может быть снят, как Соловьев.

Pro et contra

Хотя доклад КГИ построен на сухой статистике, политологи берутся оспаривать некоторые его тезисы. Так, глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов отметил в беседе с «Газетой.Ru», что меньшее по сравнению с прошедшими годами число выдвинутых списков объясняется проведением федеральных выборов. Многие региональные игроки просто ушли на думскую кампанию, тем более там есть одномандатные округа. «Уровень конкуренции высок и реалистичен: вышедшие в финал 14 партий — это реальные игроки, а не квазиструктуры», — отмечает Орлов. Большой процент отсева он считает «технологической проблемой самих партий». «АП и ЦИК создали максимально комфортные условия для участников избирательного процесса, — утверждает эксперт. — Процедурные проблемы свидетельствуют о квалификационных требованиях к партиям, а не о специальных ограничениях».

«Закон ничему не препятствует, потому что препятствовать особо нечему,

— заявил «Газете.Ru» руководитель политической экспертной группы Константин Калачев. — Как только партия выходит на выборы, выясняется, что толковых людей в штабе нет, документы подготовить некому, и проще пойти на скандал». Тем не менее Калачев признает, что институт сбора подписей надо реформировать. «Он достался нам в наследство от эпохи, когда не было ни интернета, ни смартфонов, это допотопная процедура, — отметил эксперт. — Любой человек, зарегистрированный на сайте госуслуг, должен иметь право подписаться в чью-то поддержку». Аналитик согласен с тем, что это резко расширит состав участников, и предлагает этого не бояться.

Всегда четвертые!

The last, but not the least. Эксперты также проанализировали данные жеребьевки по определению номера партии в избирательном бюллетене. Много лет ЕР обвиняли в том, что благодаря подтасовкам она чаще других получает первую строчку в бюллетене. В эту кампанию ЦИК ввел двойную рандомизацию: представители партий сначала по жребию определяют, в каком порядке им следует тянуть шарики из лототрона, а потом уже проходит собственно жеребьевка. В результате чаще всего строка №1 доставалась в этот раз КПРФ — 9 раз из 24. А вот единороссы первый номер не получили ни разу. Зато они в десяти регионах чудесным образом получили 4-ю строчку в бюллетене — то есть такую же, как на федеральных выборах.

Вот уж повезло так повезло: избиратели не будут путаться в двух бюллетенях, лишь бы номер запомнили.

Новости и материалы
На Украине раскритиковали отправку ВСУ через Днепр
Такер Карлсон открывает собственный платный стриминговый сервис
В России назвали наиболее угоняемые автомобили
Оранжевый уровень погодной опасности объявлен в Москве
В Госдуме предложили ограничить срок промежуточной аттестации студентов
В Киеве обломки ракеты упали в двух районах
Стало известно мнение руководителя МИД Британии по встрече главы Шотландии с Эрдоганом
Овечкин повторил антирекордную серию без голов в НХЛ
Лондон создаст службу надзора за соблюдением санкционного режима в отношении России
Союзники премьера Венгрии проведут в США встречу по Украине
Советник президента США по нацбезопасности посетит Израиль на этой неделе
Назван топ подарков, которые школьники хотят получить на Новый год
ВС РФ пресекли три попытки ротации ВСУ на Южно-Донецком направлении
Пас Панарина помог «Рейнджерс» обыграть «Лос-Анджелес»
В Киеве произошло несколько взрывов
«Вашингтон» обыграл «Чикаго», Овечкин вновь не забил
Военно-транспортный самолет готовится к аварийной посадке в Комсомольске-на-Амуре
ЦАХАЛ штурмует расположенный на Западном берегу реки Иордан палестинский город Эль-Бира
Все новости