В четверг Дон Фелипе провозглашен королем Испании под именем Филлип VI. Его отец, испанский король Хуан Карлос I, объявил об отречении от престола в пользу старшего сына 2 июня.
На церемонии не присутствуют ни представители европейских королевских семей, ни главы иностранных государств.
«У нас очень мало времени. Кроме того, в Королевском дворце очень маленькие комнаты. Мы не можем вынуждать людей стоять на улице», — заявили в Королевском доме. Как пишет El Mundo, впервые в истории испанской монархии вступление нового короля на престол не будет сопровождаться религиозной церемонией. Не будет и праздничного банкета.
Стоит отметить, что Фелипе, принца Астурийского, Жиронского и Вианского, герцога Монбланского, графа Серерского и сеньора Балагара, считают едва ли не самым подготовленным наследником престола в истории испанской монархии.
К этой роли «принсипито» — «маленького принца» Филипе, как 46-летнего наследника по привычке все еще иногда называют испанцы, — готовили с самого детства.
В отличие от отца, чье образование проходило под чутким контролем диктатора Франко и сводилось к военным штудиям, Фелипе получил фундаментальную подготовку. В 1984 году, после окончания средней школы он отправился на год в канадскую Lakefield College School. С 1985 по 1988 год он обучался в Военной академии в Сарагосе, в школе ВМС в Марине и Академии ВВС в Сан-Хавьере. В перерыве между учебой, сразу после того как Фелипе исполнилось 18 лет, он принес присягу на верность конституции и королю в испанском парламенте. С 1988 по 1993 год Фелипе изучал юриспруденцию и экономику в Мадридском автономном университете. А уже весной 1995 года получил диплом магистра в области международных отношений Джорджтаунского университета.
Полковник, капитан 2-го ранга ВМФ Испании, мастер парусного спорта — все это король Филипп VI. Будущий наследник престола успел проявить себя и на международной сцене. С особой щепетильностью он выстраивал отношения с Ближним Востоком, Северной Африкой, Латинской Америкой.
Испанцы верят, что Фелипе не только выведет страну из экономического кризиса, но и повлияет на сепаратистские настроения в Стране Басков и Каталонии.
«Вывести страну из кризиса может только предпринимательский класс, а будущий король Фелипе сможет сыграть здесь роль консолидирующего политического фактора: вести диалог с профсоюзами, политическими партиями. И Фелипе к этой роли готов. Он занимался этим уже на протяжении многих лет. Неоднократно пробивал интересы Испании за границей, как это десятилетиями делал его отец. Фелипе зрелый государственный деятель, хороший и успешный король», — говорит руководитель Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН Петр Яковлев.
«Испанцы действительно очень надеются на принца Фелипе, — согласен публицист, российский политик Виктор Аксючиц. — Испания находится не в самом лучшем экономическом положении после последнего мирового кризиса. Отец Фелипе, по сути, начал ее из этого кризиса выводить, теперь вся надежда на сына».
Тем не менее подготовка к коронации Фелипе, несмотря практически на родительскую любовь к нему испанцев, дала повод для новых разговоров об упразднении монархии. Так, больше половины испанцев (60%), утверждает издание El Pais, выступают за возвращение республиканского строя.
За неделю до праздничных мероприятий в ряде крупнейших городов страны прошли акции в поддержку проведения референдума.
«Большинство испанцев все-таки за монархию, так как она в истории страны сыграла огромную роль в утверждении демократических принципов. Но есть часть публики, которая считает, что это уже изжившая себя форма государственного устройства. И сейчас удобный случай, повод», — полагает Яковлев.
«Большинство, конечно же, за монархию, но крикливое и шумное меньшинство, так называемая творческая и культурная элита Испании, — против. А СМИ эти настроения подогревают», — согласен и Аксючиц.
Ситуация особенно осложняется «скандалом в благородном семействе»: антимонархические настроения среди прочих подогревает и тетя будущей королевы Испании Энар Ортис Альварес.
«Необходимо провести референдум. Мы не подданные, мы — граждане. Пора дать слово людям», — именно такие лозунги публикует Ортис в соцсетях, подкрепляя их фотографиями с антимонархических митингов.
Местные наблюдатели не раз высказывали предположение, что таким образом Ортис «пытается надавить на племянницу», хотя некоторые не исключают, что это просто «женские штучки». «Когда-то племянница была республиканкой и у нее были антимонархические взгляды. После вступления в брак с принцем Фелипе она стала поддерживать монархию в надежде стать королевой. Раньше Летисия выступала против католического образования. Сейчас она поддерживает школы при католических общинах», — заявила еще в прошлом году в интервью журналу Vanity Fair Ортис, подчеркнув, что Летисии еще придется «ответить за свои грешки».
«Грешком» не только с точки зрения госпожи Ортис, но и для апологетов строгой католической морали можно назвать всю историю отношений наследного принца и будущей королевы Испании.
Их знакомство состоялось во время расследования аварии нефтяного танкера «Престиж» у берегов Испании в 2002 году. Тогда около 200 км побережья Галисии было покрыто нефтью. Принц прибыл на место катастрофы, а Летисия Ортис Рокасолано, никому не известная журналистка CNN, дочь простой медсестры уж точно не королевских кровей, попросила у него комментарий. И вот осенью 2003 года королевский двор объявил о помолвке принца Фелипе и Летисии, ко всему прочему еще и разведенной. Свадьба состоялась в мае 2004 года в кафедральном соборе Санта-Мария-ла-Реаль-де-ла-Альмудена в Мадриде. Венчание транслировалось телевизионными каналами многих стран, за ним наблюдали около 1,5 млрд человек во всем мире.
Будущий король Испании уже дважды побывал в России: зимой 2002 года и летом 2003-го. В том, что увидеть Россию было его давней мечтой, наследник испанского престола лично признался тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову.
«То, что я увидел во время своего визита в Москву, полностью соответствует ее романтическому образу, который складывается у путешественника, впервые отправляющегося сюда», — польстил градоначальнику принц. В свою очередь, Лужков попросил принца расписаться в книге почетных гостей московской мэрии: «Ваше посещение мэрии мы считаем высокой честью для себя». Тогда же в Москве был открыт Испанский культурный центр — Институт Сервантеса. А летом 2003 года испанский принц посетил Звездный городок в подмосковном Щелкове.
«Фелипе — хорошая кандидатура для России, — полагает Яковлев. — Уверен, что он продолжит линию отца, который всегда был для России хорошим другом. Мы взаимодополняемы в экономике. Россия — крупный потребитель испанских услуг, в том числе туристических. В том году число российских туристов в Испании перевалило за 1,5 млн человек. У нас есть все шансы, чтобы эту линию продолжить».
«Последние события на Украине добавили шероховатостей, но в случае с Испанией это точно все проходящее», — резюмирует эксперт.