Пенсионный советник

Корпорация развивается вне закона

Минфин против законопроекта, предполагающего создание госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока

Рустем Фаляхов 25.04.2012, 18:22
ИТАР-ТАСС

Минфин против создания еще одной госкорпорации — по развитию Сибири и Дальнего Востока. Налоговые преференции, которые она может получить, противоречат действующему законодательству. Эксперты еще более категоричны: выводить из-под действия Налогового кодекса 60% территории России — абсурд.

Минфин не одобряет законопроект о развитии Сибири и Дальнего Востока, подготовленный Минэкономразвития, сообщил в среду замдиректора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Сергей Разгулин, выступая на Российском налоговом саммите. «У нас есть серьезные концептуальные замечания в части установления налоговых преференций в отношении отдельных взятых территорий», — пояснил чиновник.

Аргумент Минфина — создание госкорпорации не соответствует положениям Налогового кодекса.

Аналогичной позиции придерживается и экс-министр финансов Алексей Кудрин. Принятие такого закона приведет к замедлению развития Сибири и Дальнего Востока, уверен он. «Я сначала не поверил, пока не увидел своими глазами внесенный Минэкономразвития на согласование в другие министерства законопроект. Я не верю, что этот закон может быть», — сказал он. По мнению Кудрина,

создание на рынке игрока, имеющего мощный административный ресурс и преференции по налогам, будет препятствовать реализации проектов частных компаний в удаленных регионах.

Создание еще одной госкорпорации означало бы признание того факта, что рыночные механизмы в России не работают, отметил он.

Впервые задача создать управленческую госструктуру для развития удаленных территорий была поставлена в конце 2009 года в «Стратегии развития Дальнего Востока и Прибайкалья». В более определенной форме ее сформулировал экс-министр по чрезвычайным ситуациям, а ныне губернатор Подмосковья Сергей Шойгу. Именно он в январе этого года предложил премьеру Владимиру Путину создать корпорацию по развитию территории, расположенной от западной границы Красноярского края до Камчатки, Курил и Сахалина.

Это 16 субъектов, занимающих порядка 60% территории России.

Путин поручил разработать соответствующий законопроект Минэкономразвития. В начале этой недели законопроект был отправлен на согласование в заинтересованные ведомства, включая Минфин. По информации газеты «Ведомости», госкорпорацию может возглавить экс-спикер Госдумы Борис Грызлов.

В Минэкономразвития отказались давать комментарии «Газете.Ru» по законопроекту. В Минфине к сказанному Разгулиным также ничего не добавляют.

Наиболее подробно о том, какими должны быть цели и возможности будущей корпорации, рассказывал Шойгу в интервью «Коммерсанту». Ее задачей станет привлечение не только государственных, но и частных инвестиций в освоении территории Сибири и Дальнего Востока, а также эффективное использование природных ресурсов. ГК сможет вводить упрощенный порядок допуска к пользованию лесами и недрами, регулировать градостроительную деятельность.

Федеральные и региональные органы власти не смогут вмешиваться в работу госкомпании. Отчитываться ГК будет только перед Счетной палатой и президентом. Он будет назначать и увольнять членов наблюдательного совета госкомпании и ее гендиректора.

По словам Шойгу, реализация планов госкорпорации потребует порядка 32 трлн рублей в течение 20 лет. В первый же год в ее уставный капитал нужно будет внести 150 млрд руб. Большую часть должны составить не бюджетные дотации, а частные, в том числе иностранные, инвестиции. Для привлечения граждан в Сибирь и Дальний Восток Шойгу предлагал налоговые льготы — освобождение от налога на доходы физлиц, беспроцентную ставку по ипотеке и по автокредиту, жилищное кредитование с рассрочкой платежей.

«Если ты там прожил пять лет, то списывается 50% кредита, 15 лет — списывается 100%, и ты получаешь жилье в собственность», — говорил Шойгу.

Если компании, работающие в регионе, получат льготы по налогам, это может способствовать развитию депрессивных территорий, признает председатель коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный» Константин Трапаидзе.

Но налоговые преференции — не главное препятствие, которые сдерживает развитие регионов, говорит директор центра структурных исследований Института экономической политики имени Гайдара Алексей Ведев:

«Мы проводили опрос руководителей бизнеса в рамках подготовки «Стратегии-2020» и выяснили, что уровень налоговой нагрузки, как ни странно, не является для них главной головной болью. Основная проблема институциональная, то есть отсутствие конкуренции, неудовлетворительный деловой климат».

Создание госкорпорации может быть оправдано в ВПК и сферах, которые конкурируют на международных рынках, но создание особой территории внутри России неоправданно, говорит он. «Опыт особых экономических зон показал, что компании уходили в них от налогов, но очагов роста экономики не создали», — напоминает Ведев.

«Дмитрий Медведев еще год назад признал, что госкорпорации как организационно-прововая форма на оправдали себя. Был взят курс на уход государства из экономики. Теперь многое из того, что продвигал Медведев-президент, будет отменено?» — удивлен партнер, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

Создание особого налогового режима для большей части российской территории рискованно и с точки зрения устойчивости бюджета,

добавляет эксперт: «Правительство не смогло сбалансировать бюджет в первом квартале при стоимости барреля $120. При этом 80% госрасходов в России неснижаемы, потому что это социальные обязательства перед бюджетниками, госзаказы оборонке и так далее. С этой точки зрения позиция Минфина абсолютно понятна: создавать огромную территорию, на которой не будет действовать Налоговый кодекс, — абсурд».