Пенсионный советник

«Сегодня падает, завтра — нет. И что делать?»

Правительство теряет возможность наращивать государственные расходы

Ольга Танас 25.04.2011, 22:41
ИТАР-ТАСС

Правительство теряет возможность наращивать государственные расходы, признал Владимир Путин. Социальная нагрузка на бюджет превысила уровень США. Повышать налоги больше нельзя — необходима реформа системы финансового контроля.

«Четыре процента (роста ВВП. — «Газета.Ru») маловато, нам нужно добиться большего темпа роста, потенциал у нас есть», — заявил премьер-министр Владимир Путин в ходе расширенной коллегии Минфина и Минэкономразвития в правительстве.

В Минэкономразвития согласны, что темпы роста должны быть больше 4%. «Это задача не только соревновательная — кто быстрее растет. Такие темпы необходимы, так как только при этих темпах роста мы сможем одновременно исполнять и наши социальные обязательства, которые выше, чем у быстрорастущих экономик, а также нам важно увеличить инвестиции в будущее развитие», — объяснила министр Эльвира Набиуллина.

В прошлом году российская экономика выросла на 4%, в этом году ожидается рост на 4,2% при среднегодовой цене нефти в $105 за 1 баррель. В 2012 году, согласно базовому сценарию развития, ВВП увеличится на 3,5% в 2013 году — на 4,2%, в 2014 году — на 4,6%. Прогноз на 2012—2014 годы строился, исходя из среднегодовых цен нефти в $93 за баррель, $95 и $97 соответственно. Но даже этот рост подвержен риску. «В случае падения средних нефтяных цен на 25—30% темпы роста могут упасть вдвое, а дефицит бюджета вырастет в полтора-два раза», — заявила Набиуллина.

«Сегодняшние цены на нефть не являются реальными, они достаточно виртуальны. В марте 2011 года в Нью-Йорке фьючерсов на нефть торговалось в семь раз больше, чем производится в мире в годовом выражении», — привел пример министр финансов Алексей Кудрин.

В Минэкономразвития уверены, что добиться экономической устойчивости позволят только современная транспортная инфраструктура, обрабатывающий сектор и развитая сфера наукоемких услуг.

«Финансовая подушка безопасности (резервный фонд. — «Газета.Ru») — она нужна, но она имеет свои пределы, и реальная подушка безопасности в конкурентоспособности собственной экономики», — пояснила Набиуллина.

«На начало года наши активы в резервном фонде и Фонде национального благосостояния составили $114 млрд, или 7,7% ВВП. Мы сохраняем необходимый запас прочности, что позволяет рассчитывать на приток инвестиций», — парировал Кудрин, добавив, что уже ко второму полугодию удастся сменить тенденцию оттока капитала из России.

В Минфине считают, что главное — макроэкономическая стабильность, то есть бездефицитный бюджет, низкий госдолг и инфляция. «Несмотря на то что в условиях высоких цен стоим перед выбором инфляции и укрепления рубля. Сдерживание инфляции более важно», — сказал Кудрин, добавив, что низкая инфляция — это базовый фактор для роста инвестиций.

Главное требование правительства — эффективность бюджета. «Мы подошли к тому пределу, когда существующие проблемы нельзя гасить лишь потоком бюджетных ассигнований. Этого нельзя будет сделать без серьезных структурных преобразований — не будет расти ни качество образования, ни здравоохранение, ни эффективность бюджетной сферы и отраслей реальной экономики», — подчеркнул Путин. Прежде всего необходимо повысить эффективность расходов: ежегодно выявляется немало неэффективных расходов и программ, признают в правительстве. «Однако после этого эти расходы зачастую практически не корректируются, то есть даже официальное признание неэффективности расходов, отсутствия результатов в достижении поставленных целей не ведет к каким-либо последствиям для ответственных лиц, более того, финансирование мероприятий, как правило, продолжается», — подчеркнул Путин.

Еще одна проблема — федеральные программы исполняются неритмично из-за того, что бюджетные ассигнования утверждаются без необходимых правовых актов и решений. Для борьбы с этой трудностью Кудрин предложил не включать в бюджет проекты в рамках ФЦП, если по ним не готова проектно-сметная документация. По словам министра, в настоящее время не реализуются ФЦП на 80 млрд рублей, по которым нет уточненных подпрограмм. «Мы планируем, выходим с предложениями стоимости объектов, но не выполняем. Я уверен, что мы за год с этой проблемой можем покончить или заметно минимизировать, а за полтора-два года ее ликвидировать», — подчеркнул Кудрин. Премьер поручил Минфину и Минэкономразвития внести конкретные предложения по критериям формирования бюджетных программ: «Акцент надо сделать на повышении персональной ответственности их разработчиков и исполнителей, надо усовершенствовать систему государственного финансового контроля».

Строя бюджетные планы, чиновники должны быть реалистами. «Реальность заключается в том, что наши возможности по наращиванию расходов в ближайшие годы будут существенно ограничены», — признал Путин.

По словам премьера, нужно очень осторожно подходить к тому, «что падает с неба»: «Сегодня падает, завтра — нет. А если сегодня мы расходы разгоним, завтра их будет не сократить. И что тогда делать?» Социальная нагрузка на бюджет уже приблизилась к средней по странам ОЭСР: в России она с 2008-го по 2010 год увеличилась с 9,8% до 13,9% ВВП, тогда как в США этот показатель составляет 12,9%, в странах ОЭСР — примерно 15%, предупредил Кудрин.

При этом в России нет возможности поднять доходы бюджета за счет увеличения налоговой нагрузки: в этом году страховые взносы, которые платит бизнес, подняли с 26% до 34%. Доходную часть бюджета нецелесообразно увеличивать за счет роста налоговой нагрузки на бизнес, подчеркнул Путин. «Надо думать, как максимально оптимизировать, грамотно распределить налоговую и фискальную нагрузку на экономику, чтобы не лишить бизнес стимулов к развитию, не загонять в тень», — пояснил премьер. В Минэкономразвития подсчитали, что увеличение ставок страховых взносов с 26% до 34% в 2011 году приведет к замедлению темпов роста ВВП на 0,5—0,7%.

«Нам уже не удается компенсировать недостатки делового климата высокой доходностью вложений в отдельные сектора экономики. Это показал наш последний прогноз, когда, несмотря на дооценку цен на нефть на $24 за баррель, мы не изменили оценку роста ВВП», — заявила Набиуллина. По словам министра, хотя цены на нефть близки к историческому максимуму и практически восстановились темпы по прибыли предприятий, темпы роста инвестиций «остаются ниже, чем мы ожидали». «Мы в последние годы проводим ревизию административных барьеров, но мы убираем одни препоны, а различные ведомства или региональные власти тут же генерируют десяток новых. Бизнес очень гибко реагирует на такие изменения», — подчеркнул Путин. По словам главы правительства, вице-премьеры должны взять на себя персональную ответственность за состоянием дел с надзором, контролем и административными барьерами.

Эксперты уверены, что власти должны больше работать для снижения налоговой нагрузки и административных барьеров. По словам ректора Российской экономической школы (РЭШ) Сергея Гуриева, при подсчетах налоговой нагрузки Минфин не учитывает, что бизнес платит коррупционную составляющую. Еще одна проблема — доминирование госкомпаний и госкорпораций, которые способствуют созданию барьеров. «Никакие госинвестиции не заменят частные. Можно в 22 кабинетах решать, куда направить инвестиции, но они не пойдут в сектора, которые востребованы рынком».