Страховой продукт извержения

Российский союз туриндустрии предлагает ввести обязательное страхование туристов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций

Глеб Климентьев 20.04.2010, 15:34
Reuters

В России необходимо ввести обязательное страхование туристов на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств, подобных извержению исландского вулкана, считает президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. Пока туристы не могут рассчитывать ни на страховку, ни на выплаты туркомпаний.

Российский союз туриндустрии (РСТ) предлагает ввести обязательное страхование туристов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, подобных авиационному коллапсу из-за извержения вулкана в Исландии, сказал президент Сергей Шпилько на пресс-конференции в «Интерфаксе». Такое предложение уже обсуждалось в 2004 году, когда на побережье Таиланда обрушилось цунами, но дальше разговоров дело так и не пошло.

Введение обязательного страхования туристов, по мнению Шпилько, необходимо для того, чтобы каждый россиянин знал, что в случае чрезвычайной ситуации он получит определенную денежную сумму.

По его мнению, это будет непростой страховой продукт, и для его создания «все заинтересованные стороны должны прийти к консенсусу»: необходимо собрать всех участников рынка, включая министерство и туроператоров, и по каждому направлению принять конкретное решение — кто и как будет заниматься оказанием помощи.

Что касается главной проблемы в чрезвычайных ситуациях — определить, кто и где «застрял», — здесь Шпилько предлагает законодательно определить порядок действий туристических компаний:

все организации должны в течение трех часов направить по определенному адресу списки россиян, находящихся за границей. Кроме этого должна быть предоставлена информация, имеет ли сама компания «возможность вывезти их собственными силами».

«Без этого прилагать какие-то эффективные усилия невозможно», — подвел итог Шпилько.

Необходимость принятия подобных мер показало извержение вулкана Эйяфьядлаёкюдль в Исландии. На данный момент российские туристы, не улетевшие на отдых из-за вулкана или не сумевшие вовремя вернуться, остаются без компенсаций. Из-за возникших форс-мажорных обстоятельств они не могут рассчитывать ни на страховку, ни на выплаты со стороны туристических компаний.

Всего из-за авиаколлапса, вызванного извержением вулкана, из-за границы не могут вернуться более 30 тысяч россиян,

привел неутешительную статистику Шпилько: «Это не только туристы, выехавшие через турфирмы, но и россияне, выезжавшие в другие страны по своим делам». Больше всего туристов, по данным РСТ, не смогли выехать из самых популярных среди россиян стран — Чехии, Франции, Великобритании. К настоящему моменту эта цифра сократилась на треть, но только благодаря действиям самих людей: они добирались до дома самостоятельно.

По всему миру с начала извержения вулкана авиакомпаниями было отменено 63 тысячи рейсов, закрыто более 300 аэропортов, пострадали около 7 млн человек. В России было отменено 650 рейсов, более 40 тысяч человек не смогли вылететь за рубеж.

Но этим число пострадавших не исчерпывается. Уже аннулированы 20—30% туров на майские праздники,

сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Основная часть туров переносится на вторую половину мая. Но не все отели входят в ситуацию и помогают людям в перебронировании номеров. «Сейчас идет активное перебронирование отелей в Европе из-за аннуляций туров. И если, например, итальянские отели реагируют спокойно, то отели Португалии и Германии ведут себя очень жестко, выставляя российским туроператорам большие штрафы», — говорит Тюрина.

Туроператоры поддерживают предложение РСТ. Однако для его реализации должны быть проработаны механизмы взаимопомощи с другими странами, говорит глава автобусной комиссии РСТ Ольга Санаева:

«Решать эту проблему надо совместно с транспортными министерствами европейских стран. Существует целый ряд нормативов, который необходимо отменять на время оказания помощи».

Все, что касается компенсации вреда, можно только приветствовать, соглашается партнер BDO в России Елена Хромова. С другой стороны, введение такого страхования приведет к удорожанию туристических продуктов. «Весь вопрос заключается в том, насколько это будет дорого и согласится ли платить страховку публика. Другой вопрос — кто будет заниматься сбором информации касательно туристов. То ли это будет специальная служба, то ли МЧС, то ли ведомство. В принятии данной инициативы важна детальная проработка», — говорит эксперт.